Формирование УУД младших школьников

Формирование УУД младших школьников - Свирская Е.ВНачальная школа играет главную роль в обучении и воспитании ребёнка. Ведь именно здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках и во внеурочное время.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные (включая логические) и коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

      В этом году школа работает в условиях внедрения ФГОС НОО.

Главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Четкость и конкретность поставленной цели в современной, новой школе позволяют задуматься о способах ее реализации. Разработать механизм реализации ФГОС начального общего образования,  апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного учителя. Это есть его педагогический опыт.

   Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

    «Математика» в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий —  личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение – осмысленная, творческая  духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовного нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных «личностных смыслов», раскрывающих нравственное значение поступков «героев» литературных произведений. Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т.д., занимает литература или – в начальной школе – литературное чтение. Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседника.

 «Русский язык» — особую роль в формировании умения проверять написанное и в целом самоконтроля играет приём какографии – упражнение в поиске и исправлении специально допущенных ошибок. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.

«Технология» — основу обучения положена системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности.

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «приготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Между тем, по сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряют смысл вне ситуации общения и взаимодействия, во всяком случае для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку; для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например,  с выводом; для коммуникативных – предлагаются задания для работы в паре, группе; для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде.

Приведу пример, как может быть выражено универсальное учебное действие.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ребятам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить детям парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия —  действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические).

    В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.Преимущество проекта, состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:полное внимание к однокласснику;

серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие:

никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Конечно, полностью сформировать универсальные учебные действия у детей 8-10 лет вряд ли возможно, но начинать эту работу необходимо с начальной школы. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами, дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

Особую роль в формировании личностных УУД играет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

  • Основными направлениями которой являются:
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Художественно – эстетическая деятельность
  • Научно – познавательная деятельность
  • Проектная деятельность

Для организации внеурочной деятельности используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, праздники, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

Исходя из опыта, сложившегося в результате взаимодействия с коллегами, определяем условия успешной реализации ФГОС начального общего образования, в частности, условия  успешного формирования УУД у младших школьников.Убеждена в том, что и познавательные, и коммуникативные, и личностные УУД формируются у школьников в процессе учебной деятельности, в результате взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками и учителем.

    Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и  оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оценке собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей.  Для повышения педагогической компетентности огромное значение имеет и участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, семинарах, проведение мастер-классов, открытых уроков, курсовая подготовка.

   Суть взаимодействия с семьей заключается в том, что и учитель, и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.  А результат – налаженный  психологический контакт с родителями учеников, их мотивация на совместную с детьми и учителем деятельность. Формы взаимодействия с родителями: посещения, индивидуальные беседы, «телефон доверия»; педагогическое просвещение через проведение родительских собраний и практические занятия; привлечение родителей в совместную с детьми деятельность — проведение праздников,организация совместных походов и экскурсий

    Второе условие для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом, делать процесс учения привлекательным для своих учеников: не преподносить новое знание в готовом виде, а   организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм; соблюдать преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей; выбирать средства обучения, формирующие  у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе); создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия; формировать у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности.

       Третье  условие для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и  самореализации ребенка.

      Наш с ребятами девиз в этом направлении: «Много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, жить без творчества и активности – скучно».  Поэтому способом выполнения данного условия является организация сетевого взаимодействия. В результате такой организации внеурочной деятельности каждый ученик может сделать выбор в пользу приоритетного для себя направления деятельности: сотрудничество с педагогами дополнительного образования и старшеклассниками в школе; проведение внеклассных мероприятий по предметам; участие в интеллектуальных конкурсах; организация проектной деятельности в сотрудничестве с краеведческим музеем и библиотекой; социальное партнерство.

     Все достижения  ребят в различных областях деятельности накапливаются в портфолио, которое ведется каждым учеником под руководством учителя  при помощи родителей с первого года обучения.

 Четвертое условие для успешного формирования УУД – диагностика.

      На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов была определена модель выпускника начальной школы, в которой заложена сформированность всех четырех видов УУД. Начиная с первого года обучения, проводиться диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД. Результаты диагностики составляют часть портфолио учащихся, где каждый имеет возможность проследить свой личностный рост.

    Конечно, как учитель начальных классов, не могу говорить о том, что при таком подходе к обучению и воспитанию у наших выпускников будут полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе. Уверена, что выпускнику  будет  интересно, комфортно и хорошо в основной школе. Он обязательно будет успешен.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты их ранжирования по степени сложности их формирования. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *