Формирование УУД учащихся через интеллектуальную игру

Е.В.Свирская, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3, ст. Брюховецкая.

С.Н.Резникова, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3, ст. Брюховецкая.

Что наша жизнь? Игра!

А.С. Пушкин, «Пиковая дама»

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Теперь педагог организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

Целью обучения математики является  не столько изучение предмета, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков. В отличие от некоторых других дисциплин изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и понимание, анализ, рефлексию. Этот предмет учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Таким образом, именно посредством математики формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме.

Одна из задач современной  школы развитие интеллектуальной сферы каждого ученика — это объективная потребность, которая диктуется реалиями настоящего и запросами будущего.

Интеллектуальные игры способствуют формированию и развитию любознательности — основы познавательной активности; способности самостоятельно решать логические задачи, позволяющей быть успешным в разных видах деятельности; творческого воображения; коммуникативности; способности к рефлексии — как одного из главных личностных качеств; пониманию и осознанию себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей).

Реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации в начальной школе обеспечивает широкий спектр математической активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде). Математическое образование должно: предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне.

В нашей школе реализуется проект «Интеллектуальные игры».

В основу проекта заложена идея о том, что игра — это наиболее активный, интересный и деятельный способ познания окружающего мира и формирования самой личности. Суть проекта – это организация и проведение интеллектуальных игр по математике во внеурочной деятельности для детей и при помощи самих детей. Примеры таких игр: «Что? Где? Когда?», «Математическая карусель», интеллектуальный марафон, «Математическая абака», брейн — ринг, «Своя игра». В школе организовано проведение интеллектуальных соревнований между классами и  параллелями.

Одной из особенностей этого проекта является то, что это разновозрастной проект, т.к. учащиеся основной школы готовят и проводят игры для младших школьников, учащиеся младших классов готовят задания для старшеклассников, что создает преемственность между ступенями образования. В рамках реализации проекта в начальной школе проходит «Математическая карусель», в которой состязаются лучшие команды математиков, а игру организуют и проводят учащиеся среднего звена школы.

Игра-путешествие по станциям «Математическая карусель»

Участники: 1-4 классы.

Ведущие: обучающиеся 5 классов,

Цели и задачи:

— Повышение познавательного интереса к предмету математики.

— Способствовать побуждению каждого обучающегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

— Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.

Описание:  игра проводится на территории школы, задействованы несколько помещений, в которых размещены игровые пункты (станции) на каждой из них есть табличка с названием.      В игре участвуют 4 команды по 12 человек в каждой.   Для каждой команды разработан отдельный маршрутный лист с учетом того,  чтобы ни на одной из станций одновременно не находилось по две или несколько команд, максимальное время пребывания на каждой станции для команды 10 минут, если команда справляется быстрее,  то получает дополнительные баллы, если медленнее, то получает штрафные баллы.  Во время игры ребята должны пройти 5 станций, на каждой выполнить определенные задания и заработать максимальное число очков. Все результаты фиксируются  в  маршрутном листе, работа команд оценивается суммированием баллов  цены вопроса в случае верного ответа и ее вычитанием из набранной суммы в случае неверного ответа.

Итоги подводит жюри. Для награждения приготовлены призы и грамоты.

Станции:

«Числа вокруг нас» – о числах и цифрах в жизни человека.

«Вычислительная» – решить занимательные, логические  задачи, «цепочки» примеров.

«Историческая» – из истории математических понятий, иллюзии. «Геометрическая» — конструирование фигур (танграм).

«Сообразительная» — разгадать  ребусы, шифровки, решить задачи-шутки.

Примерное время игры: 1,5 часа.

План проведения игры:

  1. Организационная часть (представление команд, объяснение правил игры, выдача маршрутных листов)
  2. Проведение игры.

Ш.  Сбор команд.

  1. Подведение итогов. Награждение.

Игра  актуальна  тем, что может использоваться не только при проведении внеурочных занятий по математике, проведении предметной недели, но при после изучения отдельных тем и разделов программы, в качестве итогового смотра знаний по предмету, а для старшеклассников, которые разрабатывают содержание игры – формой защиты учебного проекта. Путешествие построено в игровой форме, что позволяет не только заинтересовать участников и привлечь их внимание, но является удачным сочетанием для осуществления двигательной и интеллектуальной активности ребенка.

Традиционным стало проведение на каникулах интеллектуальных соревнований между командами школ станицы для 5 — 6 классов и межшкольной игры «Что? Где? Когда?» для ребят старших классов, задания которой подбирают, иллюстрируют, инсценируют учащиеся начальной школы.

«Что? Где? Когда?»

Цели:

  • Прививать интерес к предмету.
  • Развивать интеллектуальную культуру средствами математики.
  • Развивать сообразительность, интуицию, любознательность.
  • Воспитывать сознательную дисциплину, умение работать в группе, самостоятельность.
  • Формировать у учащихся «здоровое» соперничество.

Игра построена по аналогу телевизионной передачи.

Правила игры:

В игре 3 тура.

  • История математики в 2015 году посвящалась русским или работавшим в России ученным. Это задание опережающего плана дало возможность обучающимся самостоятельно познакомиться с жизнью ученных и их открытиями.  С.В.Ковалевская, Л.Эйлер, Л.Ф.Магницкий, В.М.Брадис, П.Л.Чебышев, А.Н.Колмогоров, Н.И.Лобачевский)
  • Логические задачи и задачи по теории вероятности, комбинаторике
  • Практическая геометрия. (подобие фигур, свойство касательной и свойство хорд в окружности, терема Пифагора, свойство замечательных точек в треугольнике, правильные многоугольники)

В ходе каждого тура команда  должна ответить на 3 вопроса.

Время на обдумывание вопроса 1 минута.

В начале игры проводиться  «нулевой» тур,  по результатам которого определяется очередность выступления команд.  Каждой команде было дано по 2 минуты, чтобы ответить на как можно большее количество вопросов.

Победителем считается команда набравшая большее число баллов

Пред проведением  игры был проведен конкурс среди первоклассников на лучший Детский вопрос для старшеклассников, в ходе которого были выбраны 3. Победители конкурса были приглашены в зал , чтобы   задать свои  вопросы командам  — участникам в ходе игры. Первоклассники самостоятельно оценивали правильность ответа команды.  К  инсценировкам задач привлекались и учащиеся 5 классов.

Результативность опыта

Проведение мониторинга сформированности метапредметных УУД  в начальном и среднем звене  позволило получить объективные данные о развитии интеллектуальных способностей обучающихся, повышении учебных мотиваций школьников в ходе использования

интеллектуальных  игр в учебном процессе. Были получены следующие результаты:

выполнения заданий  по диагностике общелогических умений.

Проверяемые умения процент

 выполнения 2014

процент

 выполнения 2015

1. Работа с понятиями 48% 50%
2. Выявление причинно-следственных связей 58% 60%
3. Комбинирование известных алгоритмов действий 18% 32%
4. Планирование оптимального порядка действий (решение проблем) 39% 44%
5. Классификация объектов 21% 35%

группа заданий диагностики навыков работы с информацией

Проверяемые умения процент

 выполнения

2014

процент

 выполнения

2015

Нахождение ошибочного утверждения на основе информации из текста 50% 53%
Выбор вопроса на поиск дополнительной информации 56% 57%
Понимание табличной информации (с использованием вычислительных навыков) 30% 44%
Преобразование текстовой информации в схему 31% 42%

Читательские умения

Проверяемые умения процент

 выполнения

2014

процент

 выполнения

2015

Формулировка главной мысли текста 73% 75%
Ответы на вопросы с использованием явно заданной в тексте информации 59% 63%
Сопоставление информации из разных частей текста 55% 60%
Интегрировать информацию из разных частей текста 68% 71%
Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. 34% 44%

Анализ данных, приведённый в таблицах, доказывает эффективность использования логических  игр в процессе интеллектуального развития школьников. Введение в процесс обучения интеллектуальных игр  способствует повышению мотивации учебной деятельности, формированию навыков коллективной работы  и стремлению к саморазвитию.

Организуя интеллектуальные игры со старшеклассниками мы столкнулись с проблемой слабого развития регулятивных и коммуникативных УУД: сотрудничество, включаемость в  деятельность, самоконтроль, самооценка и пришли к выводу, что у же в начальном звене необходимо организовывать для ребят  интеллектуальные командные турниры. Это вовлекает школьников в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить логической цепочкой: ИНТЕРЕС К ИГРЕ И ИГРОВОМУ ОБЩЕНИЮ → ИНТЕРЕС К НОВОМУ → НЕОБХОДИМОСТЬ ПОИСКА НОВОГО → НЕОБХОДИМОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ →НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. Учитель становится советчиком, помощником. Один из важнейших советов, который хороший учитель может дать детям: математике нельзя научить, ей можно только научиться!

В заключении будет уместным сформулировать один из принципов обучения школьников математике, который мы называем принципом «четырех СО» – это: СОтрудничество, СОпереживание, СОрадование, СОзидание.

Презентация к программе: Формирование универсальных учебных действий учащихся через интеллектуальную игру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *