Особенности труда и быта жителей родного края. Наши земляки

Автор — учитель начальных классов Шумейко Т.А.

Жизнь и быт кубанских казаков

Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о жизни и быте кубанцев.

  1. Развитие памяти, мышления, воображения.
  2. Воспитывать интерес и любовь к истории своего народа.

Оборудование: стол накрытый  кружевной скатертью, рушник, салфетки (вышитые), фотографии с изображением казака и казачки в национальных костюмах, деревянные ложки, миска, кувшин (глиняные), таблички со словами (старославянские), портреты:

Ход урока

  1. I. Организационный момент.

— Здравствуйте  ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Вы уже обратили внимание на предметы быта казаков, которые стоят на столе, покрытом кружевной скатертью. Где вы уже видели эти предметы?

— Обратите внимание на доску и прочтите слова,  (Слайд 1)

« Помни брат, что указ  Дружба – обычай;

 Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон.»

— Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить на нашем уроке?

  1. II. Сообщение темы урока.

— Правильно, ребята. Сегодня мы обобщим знания о том, какие особенности труда и быта характерны для жителей Кубани. Вспомним людей,  которые прославляли своими открытиями и трудом наш край.

— А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое. И путешествовать  будем на том виде средств передвижения, которое  использовалось казаками.

— А на чём ездили казаки? (Слайд 2)

— Что из себя представляла бричка?

Физ. минутка.

III. Повторение.

— Первая наша остановка на станции под названием «Быт жителей родного края».

— Подъехали к тихому хуторку. Что же мы видим? (Слайд 3)

— Как раньше назывались дома?

— Из чего строили казаки хата?

— А из чего делали саман и что это такое?

— Чем были покрыты хаты казаков?

— Постройки домов были разные. Кто жил побогаче, строили большие дома из кирпича, крытые железом или черепицей.

— Над крышами домов столбом вьётся дым. А почему? (Слайд 4)

-Для чего  служила печь?

— Правильно, ребята. Не зря в старой казачьей пословице говорится:

«Печь – царица в доме». (Слайд 5)

Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. Все гости, которые заходи в дом, крестились на правый угол, где находились иконы, убранные вышитым рушником, такие же рушники развешивались по стенам для украшения, вышивались салфетки, скатерти, занавески. (Слайд 6)

— А кто из вас помнит из рассказов, а может быть у вас дома, есть  вышитые предметы, какие были вышивки?

— Оглянитесь вокруг, что вы видите в хате?

— По середине стоял большой деревянный стол, по бокам стен стояли лавки, на которых сидели и могли спать.

— Обратите внимание на пол, какой он был раньше и какой сейчас.

— Правильно. Пол в хате у бедного казака был земляной, иначе называли его «долывка», по субботам его смазывали коровьим навозом, чтобы крепче держался.

У казаков побогаче,  пол был тёсанным, покрытый  долготканными дорожками.

— В каждом доме была «горка» — посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.

— Какую посуду вы видите на нашем столе? (Слайд 7)

Глечик – сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

Макитра – крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

Миска – посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина – казак, отец семейства.

— Из чего была первая посуда?

— Была посуда праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла, или глиняная посуда украшенная керамикой.

— От порога до печки по всей стене вбиты крупные гвозди для одежды. Лишь выходная одежда хранилась в сундуках.

— Посмотрите на фотографию казака и казачки. (Слайд 8)

— На голове казака кубанка – головной убор, на нём одет бешмет – рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они  служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень —  украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты  шаровары и сапоги.

Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спедницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.

Замужние женщины носили платок на голове или шлычки – на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

-Хороша изба, но если казак не трудится, то семья останется голодной.

— Садимся в брички и поедим по родному краю, посмотрим, чем заняты казаки.

Физ.минутка

— Основным промыслом казаков было животноводство. (Слайд 9)

— Каких животных держали казаки?

— Что  получали от этих животных?

— Охота на диких животных, пчеловодство и скотоводство играли важную роль в жизни людей.

— Краснодарский край омывает два моря, какие?

— Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

В этих водах водилось много рыбы.

— Какие виды рыб вы знаете?

 (Дидактическая игра)

Названия морских и речных рыб: (все вперемешку) сельдь,  тарань, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазан. (Слайд 10)

— Представьте, что после  удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам.

— Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Какие зерновые культуры выращивали на Кубани? (Слайд 11)

— Деревянной сохой, казаки вспахивали землю, бороной (в виде грабель) разравнивали землю, а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.

— Ребята, а вы знаете, кто первым занялся рисосеяньем?  Дмитрий Жлоба. Это наш земляк. И следующая станция о выдающихся людях края.

IV. Закрепление.

Сейчас мы возвращаемся  обратно домой. Вы слушали, играли, отвечали на вопросы. А теперь скажите, что особенно запомнилось вам из нашего путешествия?

V. Итог урока.

Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение  в поколение.

(Звучит гимн Кубани)

Презентация к уроку: Особенности труда и быта жителей родного края

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *