Природные зоны России — проверь себя

               ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

  1. Опиши природную зону по плану:
  2. Название. Где находится. Местонахождение на карте (показать).

 

  1. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать на иллюстрации/.

Это огромное пространство _______________________________ океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но ___________. Температура опускается до _____ градусов. Территорию зоны на протяжении всего года покрывают ____________________. Солнце совсем не показывается над горизонтом __________________________. В это время наблюдается  интереснейшее явление — __________________________________: по небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят  в небесную бездну.

 

  1. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Гербарии или иллюстрации/.

Растения: ___________________________________________________________________

Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

 

  1. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иллюстрации/.

 Угадай, о каких животных Арктики идёт речь?

Он — полярный житель. Это великан — близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало ко решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лёд для отдыха. А кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое. (____________)

 

Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Выныривает, наберёт воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лёд головой, иначе задохнётся. (____________)

 

Он — огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его лапами. (_____________________________________)

 

Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает 2-4 тонны пищи. (___________________________)

    Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2 цепей питания.

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________

 

 

  1. Особенности жизнедеятельности человека в данной природной зоне.

Здесь люди постоянно __________________. Имеются метеостанции, где работают _________________________________.

Экологические проблемы природных зон (Разгадать кроссворд)

  1. ……………. лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
  2. …………… земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.
  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……………..
  4. Неумеренное ……………… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается ………………..

Распределение обязанностей в группе

Участник группы Самооценка Оценка участников группы

Оцени работу своей группы. Отметь Ú вариант ответа, с которым ты согласен.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

€ А. Да, все работали одинаково.       € Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.    € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.     € Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится.

Группа № 2  ЗОНА ТУНДРЫ

  1. Опиши природную зону по плану:
  2. Название. Где находится. Местонахождение на карте (показать).

 

  1. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать на иллюстрации/.

  Это безлесная ______________________  равнина на севере страны. Здесь зима продолжается _______________ месяцев, а лето очень __________________ и _______________. Круглый год дуют ________________ ветра, а зимой свирепствует ________________ с морозами ниже _____ градусов. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – _______________ земля. Даже летом она ____________________ только на ________ сантиметров.

  1. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Гербарии или иллюстрации/.

Растения: ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

 

  1. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иллюстрации/.

     Отметь верные высказывания о животных, обитающих в тундре:

а. В тундре водится небольшой по размера грызун — лемминг;

б. Белая куропатка — хищная птица;

в. Белая сова — растительноядная птица;

г. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре;

д. Песцы питаются леммингами;

е. Дикий северный олень питается ягелем;

ж. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма;

з. Полярные волки в основном охотятся на больших оленей;

и. Плотное оперение белой совы защищает её от ледяных ветров;

к. Кулики и утки питаются растениями;

    Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2 цепей питания.

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________

 

  1. Особенности жизнедеятельности человека в данной природной зоне.

Здесь люди занимаются_________________________________________________________

———————————————————————————————————————

 

Экологические проблемы природных зон (Разгадать кроссворд)

  1. ……………. лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
  2. …………… земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.
  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……………..
  4. Неумеренное ……………… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается ………………..

Распределение обязанностей в группе

Участник группы Самооценка Оценка участников группы

Оцени работу своей группы. Отметь Ú вариант ответа, с которым ты согласен.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

€ А. Да, все работали одинаково.       € Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.    € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.     € Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится.

Группа № 3   ЗОНА ЛЕСОВ

  1. Опиши природную зону по плану:
  2. Название. Где находится. Местонахождение на карте (показать).

 

  1. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать на иллюстрации/.

 Эта зона находится ________________   тундры. Природные условия более ___________. Ярко выражены все __________ года. Эта природная зона занимает ___________ часть территории России.  Здесь много водоёмов: ___________________________________. Растительный и животный мир очень _____________________.  

 

  1. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Гербарии или иллюстрации/.

— Какой лес мы называем тайгой? (_____________________).

— Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые». (________________)

— Какое особое отличие есть у лиственницы? (____________________________________)

— Какое дерево является символом России? (___________________)

— Плодами какого дерева являются желуди? (__________________)

— Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (_______________)

  Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

 

  1. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иллюстрации/.

— Узнай животное по описанию: любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах? (________________)

— Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (____________________)

— Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (___________________________)

 Животные леса: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

 

  1. Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2 цепей питания.

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________

 

  1. Особенности жизнедеятельности человека в данной природной зоне.

Здесь люди занимаются_________________________________________________________

———————————————————————————————————————

 

Экологические проблемы природных зон (Разгадать кроссворд)

  1. ……………. лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
  2. …………… земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.
  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……………..
  4. Неумеренное ……………… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается ………………..

Распределение обязанностей в группе

Участник группы Самооценка Оценка участников группы

Оцени работу своей группы. Отметь Ú вариант ответа, с которым ты согласен.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

€ А. Да, все работали одинаково.       € Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.    € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.     € Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится.

Группа № 4   ЗОНА СТЕПЕЙ

  1. Опиши природную зону по плану:
  2. Название. Где находится. Местонахождение на карте (показать).

 

  1. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать на иллюстрации/.

Эта зона тянется вдоль ______________________________ границы России. Лето  ________________________, стоит _______________ и ________________ погода. Средняя температура __________ градуса, местами до _____ градусов жары. Летом часто проносится горячий ветер _______________. И нет уже цветов, нет яркой травы – ____________________, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. Зима ________________, но с морозами до _______ градусов.  

 

  1. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Гербарии или иллюстрации/.

Растения степи: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Отметь верное высказывание: Для растений степей характерны…

А) стелющиеся корни, крупные листья

Б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки

В) корни – луковицы, узкие тонкие листья, толстые мясистые стебли

 

  1. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иллюстрации/.

Животные степи: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

 

  1. Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2 цепей питания.

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________

 

  1. Особенности жизнедеятельности человека в данной природной зоне.

Здесь люди занимаются_________________________________________________________

———————————————————————————————————————

____________________________________________________________________________

 

Экологические проблемы природных зон (Разгадать кроссворд)

  1. ……………. лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
  2. …………… земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.
  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……………..
  4. Неумеренное ……………… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается ………………..

Распределение обязанностей в группе

 

Участник группы Самооценка Оценка участников группы

Оцени работу своей группы. Отметь Ú вариант ответа, с которым ты согласен.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

€ А. Да, все работали одинаково.       € Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.    € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.     € Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится. 

Группа № 5   ЗОНА ПУСТЫНЬ

  1. Опиши природную зону по плану:
  2. Название. Где находится. Местонахождение на карте (показать).

 

  1. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать на иллюстрации/.

  Эта зона расположена на берегах ________________________  моря. Поверхность этой территории  покрыта песчаными _____________________. Лето _______________, _______________ : земля нагревается до ______, а в тени выше ____ градусов. Порой за лето не выпадает ни __________________________, а лето длится ____ месяцев. Зима _________________, но _______________.

 

  1. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Гербарии или иллюстрации/.

  Определи растение по описанию:

— Одно из самых известных растений пустыни, её корни проникают на глубину почти 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюдов. ____________________________________

— У этого кустарника роль листьев играют веточки, плоды очень мелкие и снабжены особыми выростами. _______________________________________

— Корни этого растения хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием песка. Называют его «песчаным овсом». ___________________________________

  Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иллюстрации/.

Определи животное по описанию:

— Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки км.____________

— Это полутораметровая ящерица. Но шутки с ней плохи. Не зря её прозвали пустынным крокодилом. _______________________________________

— Удивительный зверёк. Нет воды — и не надо. Ему хватает той влаги, которая стебельках растений.   __________________________________

— От жары и опасности она зарывается в песок. Да так быстро, словно тонет в нём, а врагов пугает так: хвост пружиной закрутит, пасть раскроет. На самом деле совсем она не опасна.

__________________________

— Многие сотни лет служит жителям пустыни: на нём ездили верхом, тюки с разными грузами перевозили, пахали там, где влаги хватало землю напоить. _____________________

— Этот грызун — типичный обитатель пустыни, роет сложные разветвлённые норы. _________

— Жук считался священным у древних египтян. Этот жук лепит из навоза шарики, перекатывает и закапывает их, обеспечивая кормом себя и своих личинок.________________

Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

 

  1. Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2 цепей питания.

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________

 

  1. Исправь ошибки:

«Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тиграми, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а потом укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса. Стали думать: «Что же делать дальше?» Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения»

Экологические проблемы природных зон (Разгадать кроссворд)

  1. ……………. лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
  2. …………… земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.
  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……………..
  4. Неумеренное ……………… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается ………………..

Распределение обязанностей в группе

Участник группы Самооценка Оценка участников группы

Оцени работу своей группы. Отметь Ú вариант ответа, с которым ты согласен.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

€ А. Да, все работали одинаково.       € Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.    € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.     € Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится.

Группа № 6 ЗОНА ЧЕРНОМОРСКОЕ  ПОБЕРЕЖЬЕ  КАВКАЗА

  1. Опиши природную зону по плану:
  2. Название. Где находится. Местонахождение на карте (показать).

 

  1. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать на иллюстрации/.

 

  Эта удивительная зона занимает _____________________________ территорию. По другому эту зону называют зоной __________________________ . Она расположена на побережье. С одной стороны — _________________________ горы, а с другой _________________ море.  Солнце здесь стоит ________________ над горизонтом и тепла _____________________ круглый год. Зима ______________ и _____________. Бывает, что выпадает _____________, но оно быстро ____________.  Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей ___________и _____________.

 

  1. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Гербарии или иллюстрации/.

Растения зоны: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Как приспособились к жизни в этой зоне: ________________________________________

____________________________________________________________________________

 

  1. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иллюстрации/.

В лесах черноморского побережья  обитают _______________________________________

В море добывают себе пищу птицы – ______________________________________________

Встречаются насекомые _________________________________________________________

К животным суши относятся _____________________________________________________ 

Удивительны и неповторимы морские обитатели: ___________________________________

______________________________________________________________________________

Среди опасных животных Чёрного моря — ________________________________________

 

  1. Взаимосвязи животного и растительного мира в данной природной зоне. Привести примеры 2 цепей питания.

1._____________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________

 

  1. Особенности жизнедеятельности человека в данной природной зоне.

Здесь люди занимаются_________________________________________________________

———————————————————————————————————————

____________________________________________________________________________

 

Экологические проблемы природных зон (Разгадать кроссворд)

  1. ……………. лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
  2. …………… земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ.
  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……………..
  4. Неумеренное ……………… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается ………………..

Распределение обязанностей в группе

 

Участник группы Самооценка Оценка участников группы

 

Оцени работу своей группы. Отметь Ú вариант ответа, с которым ты согласен.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

€ А. Да, все работали одинаково.       € Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.    € Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.     € Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *