Проектно — исследовательская деятельность на уроках кубановедения

Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения

Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка, подготовить “почву” для того чтобы способности были реализованы. Школа должна заниматься поиском индивидуальности.

Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе.

Посмотрите на ребенка, искренне и заинтересованно решающего какую-либо проблему, и вы увидите идеального ученого. Любой ребенок, ежедневно открывая что-то новое для себя в окружающем мире, активно познает и исследует его. Мотивы ребенка просты и понятны. Им движет не корысть, не зависть, не амбиции, а искренний познавательный интерес.

Ребенок способен заметить то, на что мы, взрослые, никогда не обратили бы внимания сами, он ухватывает самую суть, самое важное в заинтересовавшем его вопросе. Непосредственность детского восприятия и мышления позволяет ему гениально просто объяснять самые сложные проблемы человеческого бытия, над разрешением которых порой безуспешно бьются лучшие умы человечества.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к “ творческой деятельности” не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

Уроки кубановедения – замечательная возможность идти в ногу с новыми требованиями в образовании, повысить качество обученности своих учеников. Разделы программы по кубановедению направлены на формирование у младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях, позволяют  планировать тематическую проектно-исследовательскую деятельность, а их повторение даёт возможность продолжить работу по проекту и в последующий год обучения.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой для учащихся создается ситуация, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организационного направляемого учителем, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

— перегрузка однообразным учебным материалом;

— несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

— ограниченные возможности для творческого самоуправления.

В настоящее  время все чаще традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Таким образом, задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать исследовательская деятельность.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Технология организации проектной деятельности школьников является многоцелевой, а потому имеет в своем арсенале большое количество видов и разновидностей проектов, определяющих ее многоплановость и комплексное влияние. Выделяются несколько классификаций проектов по различным основаниям.

 Классификация проектов по доминирующему виду деятельности ученика:

  • практико-ориентированные
  • исследовательские;
  • информационные;
  • творческие;
  • ролевые.

Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделении иного признака.

  • Классификация по предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.
  • Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть).
  • Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.
  • Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

Этапы работы  над методом проектов:

  • Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом, газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка;  коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия;  плакат; план;  реферат серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом,  экскурсия.

Работая над проектно-исследовательской деятельностью я определила для себя цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

— обучить младших школьников проведению учебных исследований

— развивать творческую исследовательскую активности детей

— прививать детям интерес к фундаментальным и прикладным наукам

— ознакомить с научной картиной мира

— вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательский метод обучения, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач требующих самостоятельного творческого решения. Ученик организует творческий поиск. Большинство познавательно-исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы.

Виды исследований:

1) экскурсии;

2) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

3) классификация;

4) путешествие “по ленте времени”.

5) информационный мини проект (дополнительный материал по теме).

Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на уроке и во внеклассной работе, что является совершенно новым направлением в современной образовательной системе:

1)  обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);

2)   создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point;

3)   формировать функциональные навыки использования Интернет ресурсов;

4)   формировать функциональные навыки разрабатывать тесты, используя готовые программы, создавать ресурсные материалы – дайджесты, презентации.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером и Интернет ресурсами. Применение ИКТ на уроках кубановедения становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроке помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое.

Организация проектной деятельности позволит учителю сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, поможет учащимся с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *