9 лет назад

Тема занятия: «Тренировка сердца»
Цель: создать условия для участия учеников в исследовательской деятельности, их творческого развития, закрепления, расширения и углубления полученных на уроках окружающего мира знаний о сердце человека, его тренировке, формирования навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Планируемые результаты (предметные): участвуют в групповом исследовании; договариваются друг с другом о возможном распределении ролей; обмениваются информацией, мнениями, составляют памятки.
Личностные результаты: проявляют интерес к учебному материалу; понимают значение знаний об организме для человека; имеют желание учиться, исследовать, познавать.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
— Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы; вносят необходимые коррективы в свои действия после завершения исследования на основе его оценки.
— Познавательные: общеучебные – структурируют знания; ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – умеют строить рассуждения; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблемы.
— Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Образовательные ресурсы: интерактивное оборудование, презентация «Органы кровообращения», Интернет — ресурсы (мультфильм), мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных «Labdisc GLOMIR»
1 этап. Организационно-подготовительный
Цель: обеспечение учащихся необходимой мотивацией для организации совместной исследовательской деятельности
— Приветствие учителя и учащихся.
— Организация рабочего места.
— Выявление предварительных знаний учащихся о системах органов человеческого организма (разгадывание кроссворда «Организм человека»; работа с презентацией)
2 этап. Обучающий
Цель: постановка и решение учебной задачи.
— Введение в проблематику исследования с помощью просмотра мультфильма “Молодильные яблоки”, презентации «Органы кровообращения», чтения и обсуждения сказки о Капельке крови.
— Творческая работа (рисование сердца человека по представлению).
— Формулирование проблемных вопросов по теме исследования.
— Формирование исследовательских групп учащихся по интересам (3 группы по 7 человек).
— Определение темы исследования каждым учеником и по группам.
— Составление и обсуждение этапов работы.
3 этап. Исследовательский
Цель: самостоятельное выполнение практических заданий исследовательского характера, овладение навыками совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; организация поиска и систематизации нужной информации; осуществление взаимоконтроля, оказание помощи друг другу.
— Планирование исследований (Цели, гипотеза, методы).
Цели: изучить условия, влияющие на частоту сердечных сокращений человека.
Гипотеза: физические упражнения укрепляют сердце.
Методы: исследование (прибор «Labdisc GLOMIR»), наблюдение.
— Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно:
1 группа – проводят измерения пульса 3-х ребят, занимающихся в секции прыжков на батуте, и вносят результаты измерений в таблицу:
| Имя исследуемого | Число ударов в спокойном состоянии | Число ударов после физической нагрузки (физминутка) | Число ударов после приёма пищи |
2 группа – проводят измерения пульса 3-х ребят, занимающихся в кружке «Умелые ручки» (т. е. не занимаются спортом), и вносят результаты измерений в таблицу:
| Имя исследуемого | Число ударов в спокойном состоянии | Число ударов после физической нагрузки (физминутка) | Число ударов после приёма пищи |
Присоединить регистратор данных к компьютеру и при помощи программы GlobiWorld производить запись графиков ЧСС.
1 группа Таблица показателей частоты сердечных сокращений учащихся, занимающихся в секции прыжков на батуте
| Имя исследуемого | Число ударов в спокойном состоянии | Число ударов после приёма пищи | Число ударов после физической нагрузки (физминутка) |
| Ирина | 72 | 86 | 123 |
| Иван | 78 | 94 | 130 |
| Дарья | 75 | 89 | 119 |
2 группа Таблица показателей частоты сердечных сокращений учащихся, не занимающихся в спортивной секции
| Имя исследуемого | Число ударов в спокойном состоянии | Число ударов после приёма пищи | Число ударов после физической нагрузки (физминутка) |
| Елена | 75 | 91 | 134 |
| Денис | 84 | 106 | 156 |
| Алина | 78 | 98 | 148 |
Таблица. Оценка физических показателей организма (проба Маринэ)
| Увеличение пульса, % | Состояние
сердечно — сосудистой системы |
Работоспособность
|
| 0 -25 | отличное | высокая |
| 26-50 | хорошее | нормальная |
| 51-75 | хорошее | удовлетворительная |
| 76 и более | неудовлетворительное | неудовлетворительная |
График ЧСС
Выводы:
1.Частота сердечных сокращений в состоянии покоя ниже, чем после приёма пищи и после физической нагрузки, так как при нагрузке работающему органу (мышцам) требуется больше кислорода, питательных веществ, энергии (для переваривания пищи, восстановления сил), следовательно сердечная мышца работает интенсивнее и частота сердечных сокращений увеличивается.
Сердце человека, занимающегося спортом, по размерам больше, чем сердце человека, не занимающегося физической культурой и спортом, поэтому частота сердечных сокращений спортсмена ниже, чем не спортсмена.
При систематических занятиях спортом пульс в состоянии покоя постепенно становится реже — это служит показателем тренированности организма.
Результаты исследования доказывают, что физические нагрузки влияют на сердце человека. А так как сердце необходимо тренировать, значит, физические нагрузки необходимы для развития его выносливости
Памятка «Правила тренировки сердца»
4 этап. Рефлексивно-оценочный
Цель: оценка результатов и процесса исследовательской деятельности.
анализ, самоанализ и оценивание работы учащихся: соотнесение задачи, плана и совершенных операций.
— Коллективное обсуждение результатов исследования.
— Взаимооценка работы учащихся в группах.
— Самоанализ деятельности участниками исследования.