8 лет назад
Урок Кубановедения 2 класс
Тема урока: «Именем Екатерины нареченный»
Цели урока:
- сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края;
- познакомить с историческим прошлым и настоящим города Краснодара;
- развивать внимание, мышление, умение слушать и говорить, интерес к познанию;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: карта Краснодарского края, портреты Екатерины II, Петра Фёдоровича, Захария Чепеги, фотография грамоты казакам, фотография памятника Екатерины II, набор открыток «Мой любимый Краснодар», карточки с датами, карта Краснодара.
Форма урока: урок – путешествие.
Ход урока
I Оргмомент.
II Постановка темы и цели урока.
— Сегодня мы отправляемся с вами в историческое прошлое, совершим заочное увлекательное путешествие по городу Краснодару, познакомимся с его историей.
III Изучение нового материала:
- 1. Беседа учителя с детьми с целью активизации знаний.
— Как называется наша малая родина? (Краснодарский край, Кубань)
— Назовите столицу нашего края, главный город. (Краснодар)
— Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?
(Екатеринодар)
— А почему он так назывался, как вы думаете?
— В честь кого он был назван? (Екатерины II)
- 2. Путешествие во времени.
Первая остановка.
— Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы перенесёмся во времени в далёкий XVIII век, почти 300 лет назад.( карточка 1744г.)
(На доске портреты молодой Екатерины II и Петра III)
— Посмотрите на доску. Как вы думаете, кто это может быть?
— Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра. Её пригласила в Россию императрица Елизавета Петровна.
— Что вы можете сказать о Фике, глядя на её портрет?
— Её выбрала императрица по портрету. Ей было 15 лет, когда она приехала в Россию.
— На другом листе молодые Великий князь Пётр Фёдорович и Великая княгиня Екатерина Алексеевна.
— А какой стала императрица Екатерина II, когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.
IV Физминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
Вторая остановка. Царский дворец.
— Перед вами фрагмент картины Ф. Рокотова (1770г.) «Екатерина II на Российском престоле».
— А вот в книге «История Кубани» иллюстрация, где Екатерина Великая беседует с запорожскими казаками.
— Кто такие казаки? (воины, земледельцы)
— Чем они занимались?
— Как жили? (вольные поселения)
— О чём беседуют казаки с Екатериной? (просят земли на юге для постоянного поселения)
— Посмотрите, перед вами грамота от 30 июня 1792г., где Екатерина II дарит земли в «вечное владение» за верную службу. В обязанность войску вменяются «бдение и стража пограничная».
— Как вы теперь ответите на вопрос, почему город казаки назвали Екатеринодаром?
— В начале июня 1793г. Захарий Чепега прибыл с казаками в урочище Карасунский Кут (отметить на карте Краснодара флажком).
Чтение стихотворения.
1 ученик. Когда Чепега с казаками
На брег таманский наступал,
Что будет город за холмами,
Возможно, и не помышлял.
2 ученик. Шли времена, и над рекою
Возникла крепкая стена,
И на кругу была молвою-
Екатеринодаром названа.
— Посмотрите иллюстрацию «Переселение казаков на Кубань».
— Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили ей и государству Российскому.
— А так раньше выглядела главная улица Екатеринодара, улица Красная.
— В 1920г. Екатеринодар был переименован в г. Краснодар.
Третья остановка. Наше время.
— А знаете ли вы, какие памятные места связаны с именем этой великой правительницы? Вернёмся на машине времени в наше время.
— Самый главный памятник – это Екатерине II (1907г. — 2006г.).
( Рассказать о памятнике, показать иллюстрацию.)
— Какие ещё достопримечательности есть в г. Краснодаре?
(Показать набор открыток «Мой любимый Краснодар».)
V Физминутка. Загудел электровоз,
Он вагончики повёз.
Чу – чу – чу.
В Краснодар я укачу.
— Как красив и замечателен наш Краснодар!
— Поднимите руки, кто был в Краснодаре?
— Что вам запомнилось?
— Кто видел памятник Екатерине Великой?
3 ученик. Краснодар – город ярких цветов,
Город южных тенистых садов,
Среди вольных кубанских полей
Нету города сердцу милей. ( В. Бакалдин )
— Сейчас Краснодар – столица Краснодарского края, город нескольких микрорайонов, светлый, зеленый и очень красивый. Сколько же труда приложили наши предки, чтобы сделать его таким, восстановить после Великой Отечественной войны и сохранить аромат старины, той неповторимости, которая выделяет Краснодар среди других городов!
Современный Краснодар – это крупный административный, научный и культурный центр с населением 767,7 тыс. человек, с десятками промышленных предприятий, имеющий более 100 школ, около 30 высших учебных заведений. Ежегодно в ВУЗы Краснодара поступают выпускники наших школ.
В городе есть театры, музеи, стадионы и библиотеки.
Улица Красная – главная улица Краснодара. Это длинная красивая улица, на которой расположены магазины, театры, к/т «Аврора», выставочный зал, мэрия, гостиницы, парки. В выходные дни на улице прекращается движение автотранспорта и улица превращается в большую зону отдыха для жителей.
Кинотеатр «Аврора» — это самый большой кинотеатр в Краснодарском крае. В нем демонстрируют не только кинофильмы. В залах кинотеатра выступают знаменитые артисты, проводятся выставки, развлекательные мероприятия для детей.
Музыкальный театр «Премьера» известен во всех уголках края.
Кубанский государственный университет – это крупнейшее высшее учебное заведение юга России. Здесь получают профессии лингвистов, физиков, химиков, экономистов и других специалистов.
— Ребята, кто из ваших близких учился или продолжает учиться в
г. Краснодаре?
Историко-археологический музей – заповедник имени Е.Д.Фелицина основан в 1977 году на базе Краснодарского историко-краеведческого музея, краеведческих музеев г. Анапы, г. Темрюка, музея имени Степановых. Фонд музея насчитывает 400 000 экспонатов, которые являются памятниками истории и духовной культуры Кубани. Ежегодно музей посещают 60 000 краснодарцев и гостей города.
VI Повторение. Викторина «Краснодар – Екатеринодар».
- В каком году был основан город Екатеринодар?
а) 1793 б) 1791 в) 1700
- Назовите одного из основателей Екатеринодара?
А) Захарий Чепега б) Савва Белый в) Антон Головатый
- Какую роль выполнял Екатеринодар?
А) крепость б) порт в) торговый центр
- Кто подписал жалованную грамоту черноморскому казачеству?
(Екатерина II)
- Коренной житель Кубани? (Казак)
- Главная река нашего края и в какое море она впадает? (Кубань, Азовское море)
- Какой город назван в честь императрицы Екатерины? (Екатеринодар)
- Как называются жилища казаков? (Курень)
- Сколько куреней было основано казаками – переселенцами на Кубани? (40)
- В каком году Екатеринодар был переименован в Краснодар? (1920г.)
- Как называется главная улица города? Почему?
- Какие достопримечательности города вам запомнились?
— Наше заочное путешествие подошло к концу.
VII Итог урока.
— Что вам запомнилось на уроке?
— Что больше всего понравилось?
VIII Домашнее задание.
— Нарисовать то, что больше всего понравилось.