Урок Кубановедения 2 класс

Тема урока: «Именем Екатерины нареченный»

Цели урока:

  • сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края;
  • познакомить с историческим прошлым и настоящим города Краснодара;
  • развивать внимание, мышление, умение слушать и говорить, интерес к познанию;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: карта Краснодарского края, портреты Екатерины II, Петра Фёдоровича, Захария Чепеги, фотография грамоты казакам,      фотография памятника Екатерины II, набор открыток «Мой любимый Краснодар», карточки с датами, карта Краснодара.

Форма урока: урок – путешествие.

Ход урока

I Оргмомент.

II Постановка темы и цели урока.

— Сегодня мы отправляемся с вами в историческое прошлое, совершим заочное увлекательное путешествие по городу Краснодару, познакомимся с его историей.

III Изучение нового материала:

  1. 1. Беседа учителя с детьми с целью активизации знаний.

— Как называется наша малая родина? (Краснодарский край, Кубань)

— Назовите столицу нашего края, главный город. (Краснодар)

— Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?

(Екатеринодар)

— А почему он так назывался, как вы думаете?

— В честь кого он был назван? (Екатерины II)

  1. 2. Путешествие во времени.

Первая остановка.

— Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы перенесёмся во времени в далёкий XVIII век, почти 300 лет назад.( карточка 1744г.)

(На доске портреты молодой Екатерины II и Петра III)

— Посмотрите на доску. Как вы думаете, кто это может быть?

— Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра. Её пригласила в Россию императрица Елизавета Петровна.

— Что вы можете сказать о Фике, глядя на её портрет?

— Её выбрала императрица по портрету. Ей было 15 лет, когда она приехала в Россию.

— На другом листе молодые Великий князь Пётр Фёдорович и Великая княгиня Екатерина Алексеевна.

— А какой стала императрица Екатерина II, когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.

IV Физминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре

Полетели, закружились.

Вторая остановка. Царский дворец.

— Перед вами фрагмент картины Ф. Рокотова (1770г.) «Екатерина II на Российском престоле».

— А вот в книге «История Кубани» иллюстрация, где Екатерина Великая беседует с запорожскими казаками.

— Кто такие казаки? (воины, земледельцы)

— Чем они занимались?

— Как жили? (вольные поселения)

— О чём беседуют казаки с Екатериной? (просят земли на юге для постоянного поселения)

— Посмотрите, перед вами грамота от 30 июня 1792г., где Екатерина II дарит земли в «вечное владение» за верную службу. В обязанность войску вменяются «бдение и стража пограничная».

— Как вы теперь ответите на вопрос, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

— В начале июня 1793г. Захарий Чепега прибыл с казаками в урочище Карасунский Кут (отметить на карте Краснодара флажком).

Чтение стихотворения.

1 ученик. Когда Чепега с казаками

                             На брег таманский наступал,

                            Что будет город за холмами,

                            Возможно, и не помышлял.

2 ученик. Шли времена, и над рекою

                              Возникла крепкая стена,

                              И на кругу была молвою-

                              Екатеринодаром названа.

— Посмотрите иллюстрацию «Переселение казаков на Кубань».

— Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили ей и государству Российскому.

— А так раньше выглядела главная улица Екатеринодара, улица Красная.

— В 1920г. Екатеринодар был переименован в г. Краснодар.

         Третья остановка. Наше время.

— А знаете ли вы, какие памятные места связаны с именем этой великой правительницы? Вернёмся на машине времени в наше время.

— Самый главный памятник – это Екатерине II (1907г. — 2006г.).

( Рассказать о памятнике, показать иллюстрацию.)

— Какие ещё достопримечательности есть в г. Краснодаре?

(Показать набор открыток «Мой любимый Краснодар».)

V Физминутка. Загудел электровоз,

Он вагончики повёз.

Чу – чу – чу.

В Краснодар я укачу.

— Как красив и замечателен наш Краснодар!

— Поднимите руки, кто был в Краснодаре?

— Что вам запомнилось?

— Кто видел памятник Екатерине Великой?

3 ученик. Краснодар – город ярких цветов,

Город южных тенистых садов,

Среди вольных кубанских полей

Нету города сердцу милей. ( В. Бакалдин )

— Сейчас Краснодар – столица Краснодарского края, город нескольких микрорайонов, светлый, зеленый и очень красивый. Сколько же труда приложили наши предки, чтобы сделать его таким, восстановить после Великой Отечественной войны  и сохранить аромат старины, той неповторимости, которая выделяет Краснодар среди других городов!

Современный Краснодар – это крупный административный, научный и культурный  центр с населением 767,7 тыс. человек, с десятками промышленных предприятий, имеющий более 100 школ, около 30 высших учебных заведений. Ежегодно в ВУЗы Краснодара поступают выпускники наших школ.

В городе есть   театры, музеи, стадионы и библиотеки.

Улица Красная – главная улица Краснодара. Это длинная красивая улица, на которой расположены магазины, театры, к/т «Аврора», выставочный зал, мэрия, гостиницы, парки. В выходные дни на улице прекращается движение автотранспорта и улица превращается в большую зону отдыха для жителей.

       Кинотеатр «Аврора» — это самый большой кинотеатр в Краснодарском крае. В нем демонстрируют не только кинофильмы. В залах кинотеатра выступают знаменитые артисты, проводятся выставки, развлекательные мероприятия для детей.

Музыкальный театр «Премьера» известен во всех уголках края.

Кубанский государственный университет – это крупнейшее высшее учебное заведение  юга России. Здесь получают профессии лингвистов, физиков, химиков, экономистов и других специалистов.

— Ребята, кто из ваших близких учился или продолжает учиться в

г. Краснодаре?

  Историко-археологический музей – заповедник имени Е.Д.Фелицина основан в 1977 году на базе  Краснодарского историко-краеведческого музея, краеведческих музеев г. Анапы, г. Темрюка, музея имени Степановых. Фонд музея насчитывает 400 000 экспонатов, которые являются памятниками истории и духовной культуры Кубани. Ежегодно музей посещают  60 000 краснодарцев и гостей города.

VI Повторение.                                                                                                               Викторина «Краснодар – Екатеринодар».

  1. В каком году был основан город Екатеринодар?

а) 1793                 б) 1791                        в) 1700

  1. Назовите одного из основателей Екатеринодара?

А) Захарий Чепега          б) Савва Белый         в) Антон Головатый

  1. Какую роль выполнял Екатеринодар?

А) крепость                  б) порт                      в) торговый центр

  1. Кто подписал жалованную грамоту черноморскому казачеству?

(Екатерина II)

  1. Коренной житель Кубани?   (Казак)
  2. Главная река нашего края и в какое море она впадает? (Кубань, Азовское море)
  3. Какой город назван в честь императрицы Екатерины? (Екатеринодар)
  4. Как называются жилища казаков? (Курень)
  5. Сколько куреней было основано казаками – переселенцами на Кубани? (40)
  6. В каком году Екатеринодар был переименован в Краснодар? (1920г.)
  7. Как называется главная улица города? Почему?
  8. Какие достопримечательности города вам запомнились?

— Наше заочное путешествие подошло к концу.

VII Итог урока.

— Что вам запомнилось на уроке?

— Что больше всего понравилось?

VIII Домашнее задание.

— Нарисовать то, что больше всего понравилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *