Урок Кубановедения: Достопримечательности Брюховецкой

1 класс

Автор:  Попова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №3, ст.Брюховецкая

Тема урока: Достопримечательности ст. Брюховецкой

Цель урока:

— познакомить с историей возникновения станицы и её месторасположением на карте Краснодарского края,  её достопримечательностями.

Задачи урока:

— развивать познавательный интерес к изучению истории Кубани через знакомство с историей  родной  станицы;

— воспитывать любовь к своей малой родине,  уважение к труженикам-землякам.

Предметные УУД:

Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.

Характеризовать понятие «достопримечательность».

Рассказывать об извест­ных достопримечательностях своего района.

Описы­вать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».

Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, ил­люстративный материал.

Метапредметные УУД

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о достопримечательностях станицы; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

 Оборудование:

Карта Краснодарского края.

Фотографии достопримечательностей, важных зданий и мест станицы.

Творческие работы.

Презентация.

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Актуализация знаний.

Звучит мелодия песни « С чего начинается Родина»

— Ребята, как вы думаете почему наш урок начался с этой песни?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Как вы понимаете смысл слова Родина?

Ребята, мы живем с вами в большой стране. Это «большая» наша Родина.

— Как  называется наша страна? ( Россия)

Но у каждого человека есть еще и «малая» Родина, родной край, часть нашей «большой» Родины – России.

—  Родина для каждого человека – это, прежде всего: мама, родной дом, родная улица. Это город или село, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.

Для каждого из нас Родина начинается с веселого шума деревьев на улицах нашего детства, с золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях, с задорной казачьей песни. Вы с гордостью можете сказать « Я гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите — «Я – Кубанец», « Я –житель станицы Брюховецкой!».

III. Сообщение темы и целей урока.

— Ребята, послушайте стихотворение кубанского поэта  Вадима Неподобы.

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа.

— Ответы детей.

— Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие  по  нашей станице. Узнаем, как и когда она возникла, её место на карте  Краснодарского края, какие достопримечательности, важные места и здания  находятся на её территории, вспомним наших знаменитых земляков.

Скажите, а на чем можно отправиться в путешествие?

_ Мы с вами отправимся на автобусе.

  1. IV. Изучение нового материала.

-Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте у памятника «Скорбящая мать» в центре станицы, склонив голову. Вслушайтесь в шум реки, звонкое пение птиц, всмотритесь  в лица людей, которые вас окружают. Все это  ваше, самое близкое и дорогое. И даже, если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы все равно будете вспоминать свою станицу. Потому что здесь ваш дом, родители, здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

 

-Как называется наша станица? (Брюховецкая)

-Поднимите руку, для кого наша станица — это место, где вы родились?

-Как называют людей, которые родились и живут в одном месте, в одной станице? (Ответы детей: земляки, станичники, кубанцы).

1.Первая станция: «Точка на карте»

Обратимся к  карте Краснодарского края.

Наша станица расположена в степной зоне, при впадении речки Бейсужёк Левый в Бейсуг, в 22 км к северу от Тимашёвска. На противоположной (правой) стороне Бейсуга расположена станица Переясловская .

  1. Вторая станция «Историческая».

В 1792 году царица Екатерина II особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Началось переселение казаков. Они перебирались  на новые земли целыми куренями  —  это казацкие селения. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю. Было образовано 40 куреней.

Брюховецкое куренное поселение — одно из первых 40, основанных черноморскими казаками в 1794 году. В 1842 году селение стало называться станицей Брюховецкой.

В ковылях средь серебряной рани

Во цветущей душистой степи

Казаки себе стан выбирали

У извилистой тихой реки.

Так и наш Брюховецкий курень расположился около реки Бейсуг.

И жизнь в станице пошла своим чередом. Люди строили хаты, осваивали земли, расширяли хозяйство.

— Мрачными выглядели улицы нашей станицы. Хаты строили из глины, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы тоже были помазанные глиной и посыпанные соломой. И внутренняя обстановка состояла из грубо отесанных деревянных столов и лавок. Хаты освещались каюнцом (это фитилек в стакане с маслом, который горел и давал свет).

—   Но с каждым годом наша станица развивалась и крепла. Были построены школы, больница, кирпичный завод, молокозавод, мельница.

            Физкультминутка.

  1. Третья станция «Достопримечательности»

Много войн пережила Кубань со времен ее основания.

22 июня 1941 г началась Великая Отечественная война. Она коснулась своим холодным крылом и жителей нашей станицы. Как набатный колокол прозвучал боевой клич на Кубани:

Вставай, Кубань! Кубань, вставай!

На смертный бой  с врагом  вставай!

Кубань отправила на фронт сотни тысяч своих сыновей и дочерей. В том числе это были и наши станичники. Они самоотверженно сражались на войне. Многие награждены орденами и медалями за отвагу и храбрость, проявленные на фронте. Много наших земляков не вернулось в родные дома. В память о погибших героях в наших парках установлены памятники.

Каждый год 9 мая – в день Победы все жители станицы – от мала до велика, приходят к мемориалу «Скорбящая Мать», чтобы поклониться павшим в боях воинам. В этом году наша страна отметила 70 – ю годовщину со дня победы над врагом.

В парке нашей школы № 3 находится памятник Елене и Виталию Голубятниковым.

В станице Брюховецкой, на улице Батарейной, жили брат и сестра Голубятниковы. Они были очень дружны, мечтали о том времени, когда Лена станет врачом, а Виталька — непременно — киномехаником. Война оборвала счастливую жизнь. Утром 10 февраля 1943 года, разбуженные артиллерийской канонадой, ребята выбежали на окраину станицы, чтобы первыми встретить наши войска.

Эта новость летела как птица,

Отступала угрюмо тоска:

оставляют фашисты станицу,

Наступают родные войска.

Ждали жители наших советских,

Ждали, словно любимых своих,

Ждал свободы народ   .

в Брюховецкой,

Ждал прихода бойцов дорогих.

Ждали этого Лена и Витя.

День февральский был долгий, как год.

Вдруг из дома напротив – смотрите

В щель немецкий глядит пулемет.

Их пронзила догадка: засада!

Непонятная слышалась речь…

«Нам спасти наших воинов надо,

Нужно наших бойцов уберечь».

Стали строгими юные лица,

На раздумье — секунды ушли…

А бойцов – принимала станица,

Вот они показались вдали.

И все ближе родные шинели

И счастливые лица солдат…

«Стойте! Сто-о-ой…», —

голоса зазвенели,

Но прервал их чужой автомат.

Нет для памяти нашей преграды,

Наступил он, торжественный миг:

Вижу сверстников ясные взгляды

И не в камне, не в бронзе — живых.

Немцы разорили нашу станицу и соседние хутора, колхозы. Но ничто не могло сломить людей. После освобождения станицы началось восстановление хозяйства. Только упорный труд ее жителей превратил Брюховецкую в прекрасный уголок.

— На окраине станицы расположен мемориал «Катюша».

— Элеватор

— Храм

— Дом культуры им. Петрика

— Дом культуры им. Буренкова

— ж\д вокзал

— автовокзал

— электроподстанция

  1. Остановка « Гордость станицы».

Самой главной достопримечательностью нашей станицы являются люди, живущие и работающие здесь.

Много наших земляков стали знаменитыми – это и летчики, и конструкторы, и врачи, и военные, и писатели, и поэты. Их судьба разбросала в разные уголки России. Многие награждены правительственными наградами.

— Основной задачей людей, живущих в станице – это выращивание хлеба.

В степи под южным небом,

Мне хлеборобы как родня.

Они Россию кормят хлебом,

А это значит и меня.

Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев, прополка – все важно. А когда наступает пора жатвы, днем и ночью гудят в поле комбайны. Мчатся по дороге машины, груженные зерном. Нелегок труд земледельца, и неслучайно хлеборобов часто называют героями. Они действительно герои наших дней.

Но в нашей станице люди не только выращивают хлеб. Здесь живут люди и других профессий. Я давала вам задание: поговорить со своими родными и подготовить рассказы об их профессиях.

( Рассказы детей).

Чтобы наша станица росла и процветала дальше, мы, ее жители должны вести здоровый образ жизни.

Есть в Брюховецкой животноводы, врачи, учителя, продавцы. Каждый из нас не раз признавался в любви к своей станице, дарил ей добрые и светлые слова. Но никто так красиво не воспел нашу станицу,  как поэты, живущие в ней. Это Владимир Нестеренко,

 

Я надеюсь, что и вы когда вырастите, будете приумножать славу нашей станицы, постараетесь, чтобы она была ещё лучше, ещё краше, ещё знаменитее.

Мы прибываем на последнюю остановку.

  1. Последняя станция «Наши мечты».

— Давайте с вами помечтаем, какой бы вы хотели видеть нашу станицу в будущем?

— А что вы, маленькие жители станицы, можете сделать, чтобы она была красивее, чище, краше?

(Ответы детей: следить за чистотой своего двора, содержать в порядке школьный двор, не бросать бумажки, мусор, сажать цветы, саженцы около домов, около школы)

  1. V. Итог урока. 

 -Вот и подошел к концу наш урок.

— На нем мы с вами постарались окунуться в историю нашей станицы: её прошлое и настоящее.

— Что для вас было интересно?

— Вы много знаете о родной станице, но я уверена, что после нашего урока, вы будете любить ее еще больше, беречь ее и гордиться тем, что вы являетесь ее жителями.

Последний комментарий

  1. Елена

    Спасибо, Ваши разработки отличное подспорье в проведении уроков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *