Урок кубановедения в 3 классе «Казачий фольклор»

Цель: познакомить с составляющими казачьего фольклора.

Задачи:

  • пополнить словарный запас учащихся словами кубанского говора;
  • развить интерес к изучению культуры родного края;
  • способствовать сохранению казачьего фольклора;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине;

Ход урока

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна. Мне посчастливилось этот урок кубановедения  провести  вместе с вами.

-Ребята, я приехала к вам из станицы — Брюховецкой. Вот уже более двухсот лет стоит она берегу реки Бейсуг. Живут в нашей станице, как и во многих других  потомки тех, кто создал мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные песни. И мы должны научиться  хранить и передавать другим поколениям это драгоценное наследство.

— Ребята, а какое одно слово объединяет пословицы, поговорки, загадки, песни?

— Правильно, фольклор.

— А вы знаете, что слово фольклор  пришло к нам из английского языка.

-А что означает слово «Фольклор»?

— В переводе с английского оно означает народная мудрость.

А в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово фольклор означает: «Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий».

— А как вы думаете, есть ли на Кубани свой фольклор, отличный от фольклора других регионов нашей страны?

— Кубань край самобытный, песенный, танцевальный, поэтому казаки не могли не создать свой фольклор.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Правильно!  Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, кубанским казачьим фольклором.

— Работать мы с вами будем по группам, поэтому выберем лидера. Прежде чем дать ответ на вопрос, вы должны посовещаться в группе и прийти к единому мнению.

-За правильный ответ группа получает ленточку и привязывает ее к веночку. Сегодня мы будем ставить только хорошие оценки.

-Казачий фольклор очень яркий, живой, задорный. И, наверное, поэтому его можно представить в виде солнца.  И мы с вами в этом сейчас убедимся.

-Ребята, а чего не хватает у нашего солнышка?

-Правильно, лучиков.

— Берем первый лучик. Что на нем написано?

(Пословицы и поговорки.)

Кубанцы считают, что «Речь без пословицы — все равно, что еда без соли». Давайте посмотрим, как это происходит.

-Вам наверное не раз приходилось слышать такие слова: «Кончил дело- гуляй смело».

— Как вы это понимаете?

— А как вы поймете такие слова: «Гуляй, да дила нэ забувай»?

— Что необычного в этих словах?

— Давайте попробуем произнести эту пословицу привычным для нас языком (Гуляй, но дело не забывай).

— Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, говоре.  Этот говор появился от смешения двух языков русского и украинского.  И он стал понятен и украинцам и русским, которые приехали жить на Кубань. Учёные сейчас говорят, что наши предки «балакали».

-А, значит, как называется этот говор? (балачка)

— Кубанский говор прослеживается и в следующей поговорке.

«Очи бояться, а руки роблять»

-Что она обозначает? (Глаза боятся, а руки делают).

— Давайте посмотрим, как отличаются пословицы и поговорки  друг от друга на кубанской балачке и на привычном для нас языке.

— Вот начало известной вам пословицы: Что упало -… продолжите её —то пропало.

— А вот как она звучит на кубанском говоре: Що з воза впало, то пропало.

— Поработайте над пословицами в группах: у вас лежат желтые карточки, на них написаны пословицы на современном языке и кубанской балачке. Соедините стрелочками значения пословиц и поговорок.

— Итак, проверяем. Один из группы читает на балачке, другой — на современном языке.

 

Кубанские пословицы и поговорки Русские пословицы и поговорки
1. Богато будешь знать, рано состаришься. У страха глаза велики.
Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы.  Много будешь знать, скоро состаришься.
Яка мамка, така и лялька.

 

Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. У страха глаза, шо  плошки, а не бачат  ни крошки. Не будет скуки, если заняты руки
5. И нашим и вашим за рупь спляшем. И нашим и вашим.
6. Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу. Яблоко от яблони не далеко падает.

 

-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Оцените свою работу. У кого нет ошибок ставит — 5, у кого одна ошибка — 4.  И повяжите на свои веночки ленточки за правильный ответ.

У меня в руках второй лучик.

Но какой-то он необычный.

— Посмотрите, здесь задания.

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка).

Висит, телепается,

Всяк за него хватается.

(Рушник).

— Вот какой загадочный лучик.

— Какой жанр за ним спрятался? (Загадка)

— Как вы определили, что это загадка? (Надо отгадать предмет по его описанию.)

— Отгадайте  ещё несколько  кубанских загадок.

Новая посудына, а уся в дырах. (Дуршлаг)

Жовтый шар сыпэ жар.(Солнце.)

Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять.  (Забор)

Жидкэ, а нэ вода, билэ, а нэ снег. (молоко)

-Молодцы, вы все правильно отгадали. Повяжите еще одну ленточку на веночек.

Третий лучик «Песни».

—  Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.

— Ребята, а когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)(за ответ раздаю ленточки)

—  Даже гимн Кубани — это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником Константином Образцовым во время военного похода.

— Песни надо петь и слушать.  Давайте послушаем несколько отрывков из кубанских казачьих песен.

Звучат записи песен + видео.

— Какая это песня по характеру?

-Как вы догадались?

— Слушаем следующую песню.

-А это о чем песня?

— В чьём исполнении прозвучали песни? (В исполнении Кубанского казачьего хора.) (ленточки)

— Верно.

-Кто является руководителем хора? (Виктор Гаврилович Захарченко).(ленточки)        Кубанский казачий хор знают и любят не только в России, но и за рубежом. Мы должны гордиться тем, что живём в одном крае, с руководителем хора, с его артистами – людьми, которые несут традиции кубанского казачества далеко за пределы нашей Родины.

Четвертый лучик.(Физминутка.)

— Прочитайте его название. («Плясовые припевки».)

— Суть этого жанра кроется в самом названии. Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и танцевали.)

— Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет».

— Предлагаю   вам выучить и исполнить одну такую припевку. Послушайте слова и запомните  движения.

На носок, на каблучок

Так танцуют казачок. -2 раза

И кружитесь, не ленитесь.

Когда надо, поклонитесь,

(Дети поют и танцуют.)

— Молодцы! У вас хорошо получается. Теперь садитесь.

Пятый лучик «Сказки».

Читаю сказку о казаках.

 Казак и птицы.

Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко.  Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый  урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая.  Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти.

Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно  сыпать. Так  весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился  и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

Вот пришла пора посевной.   Глядит  Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята — бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.

Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.

— Прослушав сказку ответьте:

— почему Сашко удалось собрать богатый урожай?

-почему птицы помогли Сашко?

— Ребята за один урок невозможно прочитать все казачьи сказки. Поэтому я познакомлю вас  с книгами, в которых вы можете найти  и прочитать казачьи сказки.

Выставка книг на слайде.

Шестой лучик (Частушки)

-Отгадайте, о чем этот лучик. Читаю частушку.

Говорят, что я певунья

Это правда, не таю.

Много песен я пропела

Еще больше пропою.

— Что это за стихи? (Частушки.)

— Как исполняют частушки? (Их поют.)

-У вас на партах голубые  листочки. Прочитайте, что на них написано.

1.В саду выросла берёза –

Белая пребелая.

Я девчонка молодая

И к тому же, смелая.

  1. На окошке два цветочка

Синенький да аленький,

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький.

3.Если б не было луны,

Не было б и неба,

Если б не было земли,

Не было б и хлеба.

  1. Мы с веселой песней дружим,

По казачьи говорим,

Хорошо живем не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

— Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.

— У каждой группы своя частушка. Вы все вместе читаете частушку, потом мы споем ее под музыку.

-Молодцы! У вас хорошо получилось.(раздаю ленточки)

Седьмой лучик.(Танцы)

— Что на нём написано? («Танцы».)

—  Посмотрите танец  в исполнении детского образцового ансамбля народного танца «Богатица».

— Какой танец мы увидели? (Казачий)

— Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам:  папахи, расшитые рубахи.)

— Как вы думаете, легко ли танцевать такие танцы?

— Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой  и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.( ленточки за ответы)

Восьмой лучик «Фразеологизмы» (запас)

-Ребята, вы не раз слышали в нашей речи фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: Клевать носом – спать. У вас на партах на розовых  листочках написаны фразеологизмы. Найдите значение этих высказываний на нашем языке.

 

Бай дуже (ничему не верит)
Забить клин (все равно)
Бисова нивира (бездельничать)
Бить байдыки (закончить работу)
Спит и курей бачит (чутко спит)

 

— Вот мы с вами и рассмотрели все жанры фольклора.

— Кто запомнил, что такое фольклор?

— О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)

Правильное, уместное использование пословиц, поговорок, загадок придает нашей речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Итог.

— Возьмите зеленые листы.

— Соедините  отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.

Хоть с хаты тикай                                                           Сказка

Нэлае, нэ кусае, а в дом нэ пускае.                               Плясовая припевка

Где кто родился – там и пригодился.                             Поговорка

Трам, там, тада – рада,

Танцевать красиво надо.

Топну так, топну так, —

Так танцуют наш гопак.                                                  Загадка

 

Хутор наш на самом берегу Кубани-матушки стоит.

Весной, когда идет с гор вода, река под самые сады

подходит.

Пословица

 

Рефлексия.

-Посмотрите какое красивое, яркое солнце у нас получилось.

Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно с вами работать.

— На ваших столах лежат лучики. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.

-Прикрепите лучики к нашему солнышку.

— Посмотрите, какое яркое получилось солнышко, совсем как казачий фольклор —  колоритный, живой, задорный.

 

Кубанские пословицы и поговорки Русские пословицы и поговорки
1. Богато будешь знать, рано состаришься. У страха глаза велики.
Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы.  Много будешь знать, скоро состаришься.
Яка мамка, така и лялька.

 

Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. У страха глаза, шо плошки, а не бачать ни крошки. Не будет скуки, если заняты руки
5. И нашим и вашим за рупь спляшем. И нашим и вашим.
6. Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу. Яблоко от яблони не далеко падает.

 

 

 

Кубанские пословицы и поговорки Русские пословицы и поговорки
1. Богато будешь знать, рано состаришься. У страха глаза велики.
Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы.  Много будешь знать, скоро состаришься.
Яка мамка, така и лялька.

 

Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. У страха глаза, шо плошки, а не бачать ни крошки. Не будет скуки, если заняты руки
5. И нашим и вашим за рупь спляшем. И нашим и вашим.
6. Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу. Яблоко от яблони не далеко падает.

 

 

1.В саду выросла берёза

Белая пребелая.

Я девчонка молодая

И к тому же, смелая.

 

1.В саду выросла берёза

Белая пребелая.

Я девчонка молодая

И к тому же, смелая.

 

2.На окошке два цветочка

Синенький да аленький,

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький.

 

2.На окошке два цветочка

Синенький да аленький,

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький.


3.Если б не было луны,

Не было б и неба,

Если б не было земли,

Не было б и хлеба.

 

3.Если б не было луны,

Не было б и неба,

Если б не было земли,

Не было б и хлеба.

 

  1. Мы с веселой песней дружим,

По казачьи говорим,

Хорошо живем не тужим,

Со сметаной хлеб едим.


  1. Мы с веселой песней дружим,

По казачьи говорим,

Хорошо живем не тужим,

Со сметаной хлеб едим.


 

Бай дуже (ничему не верит)
Забить клин (все равно)
Бисова нивира (бездельничать)
Бить байдыки (закончить работу)
Спит и курей бачит (чутко спит)

 

 

Бай дуже (ничему не верит)
Забить клин (все равно)
Бисова нивира (бездельничать)
Бить байдыки (закончить работу)
Спит и курей бачит (чутко спит)


 

Бай дуже (ничему не верит)
Забить клин (все равно)
Бисова нивира (бездельничать)
Бить байдыки (закончить работу)
Спит и курей бачит (чутко спит)


 

Бай дуже (ничему не верит)
Забить клин (все равно)
Бисова нивира (бездельничать)
Бить байдыки (закончить работу)
Спит и курей бачит (чутко спит)

 

 

Хоть с хаты тикай

 

Сказка

 

Где кто родился – там и пригодился. Поговорка

 

Нэлае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. Плясовая припевка

 

Трам, там, тада – рада,

Танцевать красиво надо.

Топну так, топну так, —

Так танцуют наш гопак.

Загадка

 

Хутор наш на самом берегу Кубани-матушки стоит.

Весной, когда идет с гор вода, река под самые сады

подходит.

 

Пословица

 

 

 

Хоть с хаты тикай

 

Сказка

 

Где кто родился – там и пригодился. Поговорка

 

Нэлае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. Плясовая припевка

 

Трам, там, тада – рада,

Танцевать красиво надо.

Топну так, топну так, —

Так танцуют наш гопак.

Загадка

 

Хутор наш на самом берегу Кубани-матушки стоит.

Весной, когда идет с гор вода, река под самые сады

подходит.

 

Пословица

 

Презентация к уроку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *