Классный час «Берегись автомобиля»

учитель начальных классов Киселева Л.М.

Цель: повторение правил дорожного движения, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья школьников; изучить новые для детей правила перехода улицы.
Задачи:

  • выяснить, как учащиеся запомнили названия дорожных знаков,
  • повторить правила поведения на улице и в транспорте,
  • развивать мышление.

Оборудование: дорожные знаки из бумаги, карточки-задания для проверки домашнего задания, круги красного, жёлтого и зелёного цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. I. Оргмомент.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         — Сегодня мы собрались на классный час. Прочитайте тему на доске.
  2. II. Постановка темы и цели классного часа.

— Послушайте стихотворение и объясните, почему оно называется «Скверная история»:

Движеньем полон город-

            Бегут машины в ряд.

            Цветные светофоры

            И день, и ночь горят.

            Но кто при красном свете

            Шагает напрямик?

            А это мальчик Петя-

            Хвастун и озорник.

            Волнуются шофёры,

            Во все гудки гудят,

            Колёса и моторы

            Остановить хотят.

            Свернул водитель круто,

            Вспотел как никогда:

            Ещё одна минута-

            Случилась бы беда.

— О чём говорится в стихотворении? Почему оно называется «Скверная история»? (С Петей чуть не случилась беда потому, что он не соблюдал правил дорожного движения.)

— Что такое правила дорожного движения, и для чего они нужны?

— О правилах дорожного движения мы уже говорили в первом классе, и сегодня продолжим разговор о них.

III. Ход классного часа.

У: Приближается весенняя пора. Вы больше времени будете проводить на свежем воздухе.
Сегодня мы поговорим с вами (на доске): А + Б.
А — первая буква Азбуки. С азбуки начинается грамотный человек. Без знания букв не прочтешь слов. А мы с вами учимся азбуке дороги — это правила безопасности. А что такое безопасность? Вот и вторая буква — Б. Соблюдать любые правила необходимо, а на дороге — обязательно, иначе случится беда. А помогать нам будет:
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Д.: Светофор.
У.: Наш помощник пришел из книжки (показ учебного пособия по ПДД). Для чего нужен светофор?
Д.: Помогать пешеходам правильно переходить проезжую часть.
У.: А машинам он нужен?
Д.: Да, он указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.
У.: А знаете, почему у него такое имя? Слово Светофор состоит из двух частей: «свет» и «фор» — от греч. «форос» — несущий. Что означает несущий свет, носитель света. Он несет свет трех цветов: красного, желтого, зеленого. Эти цвета не случайны — они яркие и заметны в любую погоду.

Дети читают стихи:
1. Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
2. Самый строгий — красный свет.
Если он горит,
Стой! Движенья дальше нет!
Путь для всех закрыт!
3. Если желтым глазком
Светофор подмигнет,
Приготовься идти,
Он сигнал подает.
4. А когда на пути
Свет зеленый горит,
Можно смело идти —
Перекресток открыт.
5. Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам,
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право
Поворачивать направо.
Надо очень осторожно
Улицу переходить.

У.: Зеленый свет светофора ждет пешеход около 30 секунд. Ничтожно мало. А какими страшными они могут оказаться, если не слушаться светофора.

  1. IV. Физминутка.

Игра «Светофор». Учитель показывает круг зеленого цвета — дети топают ногами, круг желтого цвета — хлопают в ладоши, круг красного цвета — тишина.
У.: Светофорчик (на доске картинка) хочет задать вам вопросы, он знает, что многие из вас пользуются общественным транспортом.
— Где нужно ожидать автобус? (На остановках.)
— Когда можно начинать посадку в общественный транспорт? (После остановки, когда выйдут пассажиры.)
— Каков порядок посадки и выхода из общественного транспорта? (Входят через задние двери, выходят — через передние. В передние двери имеют право войти инвалиды и пассажиры с детьми до 7 лет.)
— Как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте? (Не кричать, не толкаться, уступать место старшим.)
— В чем опасность выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара транспортного средства? (Загораживает обзор.)
— С какого возраста разрешается выезжать на велосипеде на улицу? Где кататься детям до 14 лет?
У.: А когда нет светофора:

Дети читают стихи:
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Все машины сразу встали
И не едут никуда.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
У.: Постовой, или регулировщик, регулирует движение, указывает, кому стоять, кому ехать. Он ведет важный разговор. И чтобы принимать участие в этом разговоре, надо знать язык жестов регулировщика. В руках у него полосатый жезл. Полоски на нем не простые, они светятся в темноте, чтобы водители и ночью видели инспектора.

Игра: «Постовой-пешеход».

У.: А вы, ребята, понимаете жесты регулировщика? Встаньте, возьмите в руки карандаши. Это ваши жезлы. Покажите, как должен стоять постовой, показывая красный свет, желтый, зеленый.

У.: Сейчас вы будете пешеходами. Ученик, в форме работника ДПС, будет показывать сигналы светофора. Дети по команде – двигаться.
У.: Мы с вами на дороге. Много машин движется по шоссе, и все они разные.
— Какой транспорт перевозит пассажиров? (Автобусы, такси — общественный транспорт.)
— Какой транспорт перевозит грузы? (Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы — грузовой транспорт.)
— Какие машины помогают убирать улицы? (Снегоочистительные, поливальные.)
— А какие перевозят продукты? (Фургоны «Хлеб», цистерны «Молоко».)
— А какие специальные машины вы знаете? («Скорая помощь», пожарная, милиция.)
— Сколько машин на дорогах! С малых лет и до старости люди ездят в трамваях, на автобусах, переходят улицу. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. Для того чтобы двигаться по улице, необходимо знать азбуку города. У улицы точный язык — язык знаков.

Дети читают стихи:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой —
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

У.: Дорожная азбука — это дорожные знаки. А на какие группы делятся дорожные знаки? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса.)

Практическая работа: Распределите знаки, лежащие на столе, по группам. (Учащиеся у доски прикрепляют знаки под названием группы и называют их.)
У.: А для чего мы изучаем эти знаки? (Чтобы знать ПДД, быть грамотными пешеходами.)
— А на какие знаки надо обратить особое внимание? Они нам говорят, что опасно для жизни и здоровья. (Запрещающие.)

Отгадывание загадок.

-Послушайте загадки и угадайте, о каком знаке идет речь.
Я в кругу с обводом красным.
Это значит — тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
(Запрещение движения пешеходов)
Я — знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды.
Отдыхать ей тоже надо.
(Место парковки)
Лена с Катенькой в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
— Не смотрите грустным взглядом!
Помощь близко! Доктор рядом!
(Медпункт рядом)
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике — ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(Осторожно — дети!)

  1. V. Работа по иллюстрациям.

У.: Рассмотрите знаки на рисунке и скажите, какой из них  должен быть показан на нижнем рисунке? Докажите.

У.: Рассмотрите иллюстрацию и соедините стрелками рисунки и названия знаков. Какие дорожные знаки встречаются на твоём пути в школу?
Д.:
Самый малый знак дорожный —
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак.

  1. VI. Работа в парах.

Задание №1. Помогите мальчику пройти в булочную. Покажите стрелкой на каждом рисунке, как ему идти.

Задание №2. Пронумеруйте дорожные знаки.

VII. Задания для закрепления изученного материала.
У.: Светофорчик наблюдал за ребятами на улицах нашей станицы. Все, что он видел, — на картинках.
Задание: Разберитесь в ситуациях, которые здесь предлагаются. Какие ошибки допустили ребята? (Детям предлагаются рисунки, на которых изображены различные дорожные ситуации.)
У.: Мы должны быть грамотными.

Задание: На доске написаны слова с пропущенными буквами, вставить букву и объяснить:
Авт_мобиль
в_дитель
м_шина
тр_туар

п_сс_жир
д_р_га
ст_янка
ш_фер.

Игра: Я задаю вопрос, если согласны — отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!»
— Кто из вас в салоне тесном уступает старшим место?
— Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?
— Знает кто, что красный свет — это значит хода нет?

VIII. Итог классного часа.

— Что интересного вы узнали на классном часе?

— Как надо переходить дорогу?

— С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *