Одежда кубанского казака

odezhda-kazaka1Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики.
У молодых – и то усы торчат,
Чтоб привлечь внимание девчат..
Казачий костюм.
Мужской костюм.

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов – штанам кочевника – конника. За столетия покрой не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах , были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках.

odezhda-kazaka2Рубахи были двух видов: русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили на выпуск. Шили из холста или шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху – сукно, а на теле – шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело. От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрёт, он не впитается в одежду и не превратится в лёд.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук – «спиногрей» – нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном.
Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валяный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор – башлык.

odezhda-kazaka3В 20-е годы 19 века в среду черноморского казачества начинает проникать черкесская одежда. Черкеска похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу.

odezhda-kazaka4«Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.

odezhda-kazaka5Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.

В 1831 году черкесски запретили. Атаман Завадовский издал указ: » Запрещается при отправлении службы носить черкесские свитки, т.к. неприличное одеяние». Несмотря на запреты, черкеска прочно вошла в состав обмундирования казаков.

Сапог было великое множество – без них верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики» – туфли – галоши, их надевали поверх ичиг, в которой заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. «башмак» – теленок).

Более всего казак ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которыми были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядовую и тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покров» – означало «войти» в волю дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча».

odezhda-kazaka6Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу» но никогда не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой. Первую крестильную рубашку шила и дарила крестная, она надевалась один раз, и всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями первых волос.

Особое значение имели казачьи лампасы. Они обнаруживаются на казачьей одежде, на одежде половцев, а еще раньше скифов, то есть существовали лампасы давно, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки.
В отличие от многих народов и сословий казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязаны носить стандартную униформу. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха – для казака были раскрытой книгой паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате все. Каждый предмет формы имел свой смысл.

Повседневную одежду у казаков составляли сермяжные свиты, сшитые из домотканого некрашеного, грубого сукна серого или черного цвета. Свиты надевали прямо на рубашки.

odezhda-kazakaГоловные уборы бывают двух основных типов: шапки, сшитые целиком из овчинных смушков, и шапки с меховым околышем и матерчатыми вершками, скроенные в форме цилиндра или усеченного конуса.
В 19 веке носили высокие «папахи». В начале 20 века вошли в моду низкие «кубанки», их носили даже летом.
Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках. Собственно ими и голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою шапку надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец надевал ее обратно – значит кто-то говорил, лишался слова. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде. В доме вдовы фуражка висела под иконой, означая, что семья находится под защитой Бога. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой..

Казачья форма, однако, не была повседневной одеждой, ее надевали по праздникам, хотя молодые казаки придерживались ее и в обычные дни, в которые се ограничивались шароварами с рубахой и бешметом.

odezhda-kazaka7Казачий чуб – такая же традиция, как лампасы и папаха. По одной легенде, сбитая на ухо шапка как раз прикрывала его отсутствие, а чуб брили у каторжных. На самом деле часть савиров (севрюков) носили чубы даже во времена гуннов. Так они запечатлены на старинных фресках. Такой же древностью овеян и запорожский оселедец, вероятно, заимствованный тюрками и славянами у готов, для которых он означал посвящение богу Одину. «Хохол» у алтайцев и сейчас переводится как «сын неба». Интересно, что у персов слово «казак» переводится ка «хохол». Так что прическа, особенно в прошлом явление мистическое. Донские казаки вот как объясняли наличие чуба с левой стороны фуражки: справа ангел стоит – там порядок, слева черт крутит – вот казак и выходит. По традиции  в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Кстати, в Отечественную войну усы носили гвардейцы.

odezhda-kazaka8Серьги у мужчин означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду ребенок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счёт. Казака «справляли» задолго до того, как он шёл служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом – я боле перед богом за тебя не ответчик».

odezhda-kazaka9Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь: она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека! Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим. 

Национальная кухня 

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства… Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд  чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям. 

Армянская кухня. В пище армян преобладали мясные и молочные продукты. Готовили кислое молоко, масло, разные виды сыров, творог и др. Они  равным образом употребляли в пищу баранину, говядину, конину. Мясо обычно варилось, а на зиму коптилось. К столу подавали различные соусы с кислым молоком, чесноком, бульоном и т.д. Готовили молочные супы на кукурузной или пшеничной муке, хлеба употребляли сравнительно мало, вместо него обычно готовили пасту– густую просяную кашу, подавая ее со всеми блюдами. 

Белорусская  кухня. Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов — сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения — щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи — каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные — солодуха, кваша, кулага и неквашеные — калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки — кисели, жур, толокно.

Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками — картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки — сковородники, преснаки, коржи; в праздники — пироги.

Традиционная еда белорусов — блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов — овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь — парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда — ботвинья, холодник, борщ.

Прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля — печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана — в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы. 

Адгейская кухня.В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью. По праздникам делали халву, пекли пышки, пирожки и пироги.

Пища греков главным образом растительная. Излюбленные блюда — фасоль, голубцы, овощные рагу, маринованные маслины. Из молочных продуктов употребляют сыр и кислое молоко. 

Цыганская кухня. Кухня цыган-рома довольно проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, свинину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Им также нравятся блюда из картофеля. Цыгане любят острую пищу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *