Здоровьесберегающие образовательные технологии как условие реализации ФГОС НОО

Свирская Елена Валерьевна

         В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлен «портрет выпускника начальной школы»: «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки». Однако развитие этих качеств не возможно, если у ребенка имеются проблемы со здоровьем. Поэтому обязательным элементом содержательной части основной образовательной программы начального общего образования является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимают и соблюдают лишь в отношении «физического благополучия» участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам и нормам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяется «состоянию психического и социального благополучия» детей.

Проблема создания благоприятных условий обучения приобрела в настоящее время особую актуальность. Это связано, во-первых, с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детей, во-вторых, — с изменениями, произошедшими в школе за последнее десятилетие.

Накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке. В данном направлении работают многие ученые: Г. К. Зайцев, Л. Г. Татарникова, Ю. Л. Варшамов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Н. К. Смирнов, И. Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин, Т.А. Солдатова и др. Анализ научной литературы показывает, что особое внимание исследователи уделяют разработке таких вопросов, как введение здоровьеориентированного содержания образования в другие учебные дисциплины – физкультуру, основы безопасности и жизнедеятельности, психологию.

Некоторые физиологи (С.М. Громбах, В.И. Агарков, Г.Н. Сердюковская, Н.И. Куинджи, М.М. Безруких и др.) в своих исследованиях обосновывают механизмы снижения стоимости здоровья учащихся в процессе обучения. Они выдвигают требование гигиенического нормирования учебной нагрузки, опираясь на изучение функций организма, подвергающегося этому воздействию, предлагают регламентацию длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке. В центре внимания этих ученых находятся вопросы санитарно-гигиенического состояния классного помещения, регламентации урока в целом и отдельных видов учебной деятельности учащихся, а также степень трудности урока и его эмоциональная насыщенность, функциональное состояние учащихся на уроке, использование средств обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников и другие вопросы.

Таким образом, учеными и практиками предлагаются отдельные способы обеспечения здоровья учащихся на уроке, а накопленный теоретический и практический материал позволяет вычленить противоречия и обозначить основные ориентиры для разработки системы мер по их преодолению.

В настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем в нашем государстве, о чем свидетельствует официальная статистика. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, приблизительно 20% — отставание биологического роста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Среди школьников к  1-й группе здоровья (практически здоровые) могут быть отнесены лишь приблизительно 8 %, ко второй (группа риска) — 45%, к третьей (с функциональными нарушениями) — 45% и к четвертой (с хронической патологией) – 12%. К концу учебного года проявление повышенной невротизации отмечаются больше чем 50% у учащихся школ.

Современные исследования показывают, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.

Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными   занятиями,   неблагополучие   психологического   климата школьных коллективов, интенсификация образования…» (из материалов коллегии Министерства образования).

Практика все настойчивее убеждает в том, что здоровье – категория не медицинская, медицинской категорией является болезнь. Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате образования. Необходимо отметить, что в федеральном законе “Об образовании”, устанавливающем социальные гарантии реализации прав граждан на образование, отмечается: “Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников”.

Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования учебных  курсов, программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формирование потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных, — здоровье. Поэтому среди требований к результатам освоения общеобразовательных программ одно из самых важных – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса позволяет каждому ученику получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам, без ущерба здоровью.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста на этапе введения и реализации ФГОС.

Основная цель здоровьесберегающих технологий — сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

— обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

— снижение уровня заболеваемости  учащихся;

— сохранение работоспособности на уроках;

— формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

— формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

       Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Одной из наиболее актуальных задач в условиях внедрения ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.

         Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как составляющей внедрения ФГОС –  это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью: разнообразие форм и методов обучения, видов деятельности детей на уроках; дифференцированный подход в обучении и воспитании; создание комфортной образовательной среды на уроках; соблюдение гигиены и рациональная организация учебного труда; использование инновационных технологий для повышения качества образования без увеличения учебной нагрузки; проектная деятельность обучающихся по темам, связанным со здоровьем; соблюдение норм использования ИКТ и технических средств обучения; соответствие школьной мебели ростовым требованиям; соблюдение гигиенических условий в кабинетах; наличие на уроках эмоциональных разрядок; обучение ПДД; проведение физкультминуток, динамических пауз, активных перемен. Использование психолого-педагогических технологий: статистический анализ пропусков уроков; индивидуальная работа с учениками и родителями; организация и контроль питания детей в школьной столовой; система классных часов, проведение внеурочных и внешкольных мероприятий, праздников, конкурсов, соревнований по формированию здорового образа жизни; организация отдыха учащихся во время каникул. (Приложение 1).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *