Классный час по теме: Культура общения. Просьба.

Цель — учить детей употреблять различные словесные формы обращения с просьбой; закреплять навыки употребления вежливых слов в речи.

Ход занятия

  1. Ребята, вспомните, о каких вежливых словах вы говорили на прошлых занятиях.

(О словах приветствия и прощания).

Игра «Ромашка».

(На лепестках различные формы приветствия и прощания, дети показывают варианты их

употребления).

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы с вами отправимся в необычный сказочный волшебный город.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть…

Жить-поживать в этом городе одно

удовольствие…

Все жители здесь сказочно вежливы…

А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

(Н. Юсупов)

Итак, мы отправляемся в сказочный город Вежливости.

III. Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой и назовите вежливые слова, которые вы

услышали.

Сколько просьб начинается                          «Прочтите, — глаза у меня стары…»

с «будьте добры!»             «Придите, беда у нас!»

«Скажите, который час?»                                Будьте добры,

Очень прошу!

(Дети называют: будьте добры, скажите, пожалуйста, который час и т.д.)

Что мы выражаем этими словами? (Или с чем обращаемся? Просьбу)

У нас звонит телефон…

 

  1. Инсценировка отрывка из стихотворения Чуковского «Телефон».

У меня зазвонил телефон

— Кто говорит?                                                             Крокодил

— Слон.                                                                          И со слезами просил:

— Откуда?                                                                      — Мой милый, хороший,

— От верблюда.                                                             Пришли мне калоши,

— Что вам надо?                                                            И мне, и жене, и Тотоше.

— Шоколада.

— Для кого?                                                                    К нашему ужину

— Для сына моего.                                                         Дюжину

— А много ли надо прислать?                                      Новых и сладких калош!

— Да пудов этак пять

Или шесть:                                                                    — Постой, не тебе ли

Больше ему не съесть,                                                 На прошлой неделе

Он у меня еще маленький.                                          Я выслал две пары

Отличных калош!

А потом позвонил

— Ах, те, что ты выслал                                                   А потом позвонили зайчатки:

На прошлой неделе,                                                       — Нельзя ли прислать перчатки?

Мы давно уже съели                                                       А потом позвонили мартышки:

И ждём не дождёмся,                                                     — Пришлите, пожалуйста, книжки.

Когда же ты снова пришлёшь.

 

Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.

Помните, кто ему звонил? (слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли свинья, газели, кенгуру, носорог). Как звери обращались с просьбой?

Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова вы знаете? Какое из них можно использовать при обращении с просьбой?

Каким тоном (голосом) произносится просьба? Каким должны быть жесты и выражения

В общении, а особенно при выражении просьбы, с другими людьми, очень важно

обратиться к человеку.

  1. Как вас называют дома (в семье, школе, ребята во дворе)? А зачем, как вы думаете, обращаясь к человеку, нужно называть его Леша, Алексей, друг и т.д. ? (Называя человека, мы привлекаем его внимание, заставляем внимательнее слушать при этом говорящий передает и свое отношение к нему.)

В каких случаях, обращаясь к мальчику, его можно назвать Ваня, а когда — Ванечка,

  1. Выборочное чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

-Найдите в тексте и прочитайте выразительно строки, содержащие обращение старика к

золотой рыбке и к старухе. Попробуйте объяснить, почему на протяжении всей сказки старик по-разному обращается к ним.

  1. Самостоятельная работа.

— Вы. конечно, помните мальчика Федора- героя истории Э.Успенского «Трое из Простоквашино» . Федор поместил в газете объявление о том. что он решил стать фермером и ищет спонсоров. На его объявление откликнулись: коммерческий банк, пожилой любитель природы, дальний родственник, друг, живущий в городе. Как вы думаете, какие обращения и приветствия мог прочитать Федор в их письмах?

  1. Разыгрывание ситуаций

(можно задание написать на карточки и работать творческими группами, а затем просмотр и анализ).

а) Как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый номер журнала?

б) Школьный буфет. Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом.

в) Обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее проехать к центру поселка.

г) Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время?

д) Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку.

е) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров прокомпостировать ваш билет.

ж) Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.

з) Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку или карандаш.

Когда вы обращались с просьбой, как вы называли своего соседа?

Обратить внимание на то, что товарища вежливо просят: «Дай, пожалуйста», а взрослого

или малознакомого человека: «Дайте, пожалуйста».

Анализ ситуаций.

VII. Ребята, мы с вами заблудились в нашем городе Вежливости и попали в какой-то

странный район, а вежливые ли жители здесь проживают, вы сейчас определите

 

  1. Вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя.                                        -Тихомиров!

Перед школою в строю                                       Покажите

Витя просит:                                                         Нам на карте город Псков.

-Извините,                                                             -Извините, —

Я ошибку признаю,                                              шепчет Витя, —

На урок пришел учитель,                                     Я к уроку не готов.

Положил на стол журнал.                                    Мы поспорили с Наташей:

Следом Витя:                                                        Вежлив Витя или нет?

-Извините,                                                             Разберитесь в споре нашем

Я немного опоздал,                                               и пришлите нам ответ!

(И.Антонов)

Как мы ответим на вопрос девочки?

Всегда ли было уместным извинение мальчика?

  1. Объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон» Помогла ли вежливость слона муравью?

«Вежливый слон»

Вышел слон на лесную дорожку.                               Сказал муравью:

Наступил муравью на ножку.                                     — Можешь и ты

И вежливо                                                                     наступить на мою!

Очень                                                                                               (В.Лунин)

  1. Скажите серьезный или шуточный совет дает поэт Г. Остер?

Если ты пришел к кому-то.                                          Отвернись и на вопросы

Не здоровайся ни с кем.                                                Ни на чьи не отвечай.

Слов «пожалуйста «, «спасибо »                                    И тогда никто не скажет.

Никому не говори.                                                          Про тебя, что ты болтун.

-Какого человека вы считаете вежливым? Всегда ли человека, который знает все-все вежливые слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете.

Вывод: В этом странном районе города Вежливости нам встретились герои, которые только выучили вежливые слова, но они не стали частицей их души и сердца, формально сказанные, они не найдут отклика в сердцах других людей.

Мы будем стремиться быть по-настоящему вежливыми, поэтому мы прощаемся с жителями этого чудесного города до следующей встречи.

Итог занятия.

С какими вежливыми словами мы сегодня познакомились? (выражение просьбы)

Каким голосом они говорятся? В каких случаях мы их используем. Постарайтесь поупражняться в классе и дома в правильном выражении просьбы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *