Классный час: Культура общения. Приглашение в гости. Подарок

  1. Ах, этот праздник, праздник, праздник!…

(звучит мелодия песни, или другая весёлая радостная музыка, на доске название праздника, шары, ромашки и т. д.)

— Какие праздники бывают в вашем доме?

— А какие мы отмечаем в классе?

(Можно пригласить героев сказок или мультфильмов)

И. Кашежева.

Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье:

Твержу дяде Коле,

Прошу дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Шепчу тете Рите,

Позвав её в угол:

«Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигрёнка полосатого,

Удивлённого, смышлённого, усатого!»

В школу нас бы провожал он

И с работы бы встречал он,

Встречал дядю Колю,

Встречал дядю Рому,

Подружек по школе,

По классу второму,

Встречать успевал бы

Имаму, и папу

И мне подавал бы по-дружески лапу.

«Подарите мне тигрёнка полосатого…»

— О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение?

Конечно же, на праздник нужно уметь правильно пригласить.

А куда, по-вашему, можно пригласить друзей, родителей, учителя, знакомых?

(в класс, домой, на Новый год, день рожденья и т.д.).

— Любите ли вы ходить в гости? Кто вас к себе приглашает? Какие слова обычно при этом говорят?

  1. Приглашение.

1) — Когда мы приглашаем кого-нибудь, часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Причины для приглашения могут быть разные. Например:

———————> в гости

———————> на чашку чая

———————> послушать новые записи

Приглашаю                ———————> поиграть в шахматы

(Приходите…)           ——————— > обсудить новую книгу

——————— > на день рождения

———————> на Новый год

———————> будет интересно

2) Введение этикетных форм приглашения.

— С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение? (Приходите… Приходите,

пожалуйста… Я приглашаю вас… Будьте добры… и др.) Разрешите пригласить… Могу ли я пригласить… Я хочу пригласить…

Само приглашение рассчитано на то, чтобы воздействовать на чувства людей, вы-

звать у них желание прийти.

Оно может быть устным и письменным.

Чтобы сделать ваше приглашение более вежливым, надо ввести в формулу приглашения обращение. Это первый способ Второй способ — надо приглашение сопровождать убедительной мотивировкой, например: «Дорогие друзья! Приглашаю вас на мой день рождения. Я буду очень рад вашему приходу. Заранее благодарю». Включение в приглашение слов благодарности делает его по-настоящему вежливым.

3) Анализ речевых ситуаций приглашения, представленных в произведениях детской литературы (русские народные сказки, А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», А. Милн

«Винни-Пух и все-все-все», К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.).

4) Разыгрывание речевых ситуаций.

1) Как вы пригласите на свой Новогодний праздник друзей? Что и как вы скажете

им, чтобы они захотели прийти к вам?

2) Ваш друг домосед, он любит в свободное время полежать на диване, посмотреть телевизор. Вы хотите пригласить его пойти на стадион (поиграть в теннис, футбол,

посмотреть соревнования и т.д.). Постарайтесь убедить его принять ваше приглашение.

5) Самостоятельное составление весёлого приглашения на день рождения

(новогоднюю елку, именины). Можно работать творческими группами.

III. Как нельзя приглашать…

Инсценирование стихотворения Я. Бжехви в переводе Б. Заходера

 

                                         «Очень вежливый индюк».

Объявился в доме вдруг                                         Ты не будь свиньей. Свинья,

Очень вежливый Индюк.                                       Ждёт тебя моя семья.

Раз по 30 в день, не реже.                                       Только раньше бы умыла

Он кричал: «Эй вы, невежи!                                   Ты свое свиное рыло».

Заходите, что ли, в гости —                                      Как ни бился он, однако

Поучиться вежливости,                                           к Индюку никто не шел —

Я и сам, — кричал Индюк, —                                     Ни Корова, ни Собака,

Доктор Вежливых Наук.                                         Ни Хавронья, ни Осёл.

И жена моя — пример                                               Посинел Индюк от злости:

Замечательных манер.                                            «Не идут, нахалы, в гости!

Даже когда спит она.                                               Зря пропали все труды!

Видно, что воспитанна.                                           Все они балды – балды!

Не стесняйся ты. Осёл!                                            И добавил с высоты

Заходи, садись за стол!                                            Своего величия:

Что же ты молчишь, как рыба?                             «Не усвоили, скоты,

Говори: приду, спасибо.                                          Правила приличия!»

 

— Как приглашал Индюк к себе соседей. На какое грубое обращение они могли обидеться? («Эй, вы, невежи», «Не будь свиньей, Свинья», «Скоты» и т. д.) В самом ли деле перед нами очень вежливый Индюк?

— Как вы думаете, почему к индюку никто не пришел? Что же индюк делал неправильно? А как нужно было сказать?

Поразмышляйте, всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто сам

себя таковым считает.

  1. Ситуация.

Пробегая мимо одноклассника, мальчик громко крикнул:

«Слушай, забегай ко мне завтра, у меня день рождения!

Смотри, подарок не забудь!»

(Обращаясь к однокласснику, мальчик сделал 4 ошибки. Исправьте их.)

А можно ли требовать или заказывать подарки? (крокодила, тигрёнка полосатого?)

  1. Какой подарок приготовить?

В этот день каждый мечтает получить в подарок что-то очень хорошее, интересное. Но подумайте, пожалуйста вежливо ли просить приглашенных на твой праздник приносить определённый подарок.

Может быть, пусть подарок будет для тебя сюрпризом.

Это может быть книга, игрушка, самоделка (сувенир).

Главное внимание. (Можно вместе сделать коллективный сувенир именинникам и т. д.

или подарок папе маме к 23.02.. 8.03.)

Анализ ситуации.

Учитель напоминает детям ситуацию, когда брат и сестра Малыша поздравили его с днем рождения и подарили ему собачку. Почему же на такие замечательные стихи Малыш в ответ горько расплакался?

Брат и сестра тебе дарят собаку.

Она не вступает с собаками в драку,

Не лает, не прыгает и не кусается,

Ни на кого никогда не бросается.

И хвостик, и лапы, и морда, и уши

У этой собаки из чёрного плюша.

  1. Поздравление.

Вместе с подарком произносится или вручается поздравление, в котором может быть: обращение, поздравление и пожелание.

Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать теплые слова, которые

приятно будет получить и родным и знакомым.

I). Чтение и анализ стихотворения С. Маршака

                                              «Пожелание друзьям».

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

 

Учащимся предлагается подумать, из чего состоит это поздравление (из обращения и

пожелания). Дети должны перечислить, что желает поэт своим друзьям, назвать все

добрые слова в пожелании.

2). У Малыша был день рождения. Его праздничное утро началось так:

Малыш сел на кровати и глаза его заблестели.

— Поздравляем тебя, дорогой Малыш! — сказала мама.

И папа, и Боссе, и Бетон тоже сказали «Поздравляем!»

3).                               Дорогая Наталия Ивановна!

 Поздравляем Вас с Днём учителя. Спасибо Вам

  за доброту и справедливость. Мы постараемся

  вырасти хорошими людьми, как Вы нас учите.

                           Будьте всегда здоровы, веселы и счастливы.

                                                                            Ваши ученики.

— С каких слов начинается поздравление?

— Какие пожелания сказаны?

— Какие слова благодарности высказаны?

— Что дети желают своей учительнице, что они обещают.

4). Анализ двух текстов-поздравлений.

Дети читают два поздравления и пытаются определить, какое поздравление лучше и почему.

Дорогой дедушка!

                                      Поздравляю тебя с днём рождения. Желаю

                                      тебе крепкого здоровья и успехов в работе.

                                                               Целую. Коля.

                                             Мой дорогой-дорогой дедушка!

                               Поздравляю тебя с днём рождения. Я хочу, чтобы

                               ты никогда не болел, чтобы чаще приезжал к нам

                            в гости. Ещё хочу, чтобы всё у тебя всегда получалось.

                            А я постараюсь тебя не огорчать.

                                                 Целую и обнимаю тебя. Твой внук Коля.

 

5). Самостоятельная работа.

1). Учитель предлагает детям самим написать поздравительную открытку крокодилу Гене с днём рождения, используя вежливое обращение и добрые слова-пожелания.

2). Самый светлый праздник в году — Новый год. Какими добрыми словами вы

поздравите родных и близких? Что им пожелаете?

VII. Благодарность за подарок.

Принимая подарок и поздравления, нужно обязательно поблагодарить.

                                        «Муха — цокотуха»

К. Чуковский.

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые —

В них застежки золотые.

— Как Муха могла бы поблагодарить блошек?

Выберите ответ-благодарность, который вам показался самым вежливым. Слушайте и выбирайте:

а) Муха рассматривает сапожки и говорит:

«Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить».

б) Муха держит в руках сапожки и говорит:

У меня уж есть сапожки,

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живёт на той горе».

в) Муха примеряет сапожки и говорит:

«Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки.

Ох, какое будет горе,

Если мне они не впору».

VIII. Чаепитие «У самовара».

А теперь мы встречаем гостей и продолжаем праздник (это может быть просто чай

или же специально подготовленный праздник именинников).

(В последующем на переменах, после занятий надо разучить игры, конкурсы, которые

можно предложить гостям).

Итоги занятия.

Мы с вами узнали, как важно уметь пригласить, встретить гостей, поблагодарить за

подарок и вместе весело отдохнуть.

До свидания. До новых встреч!

Дополнительный материал.

 

                                                     Подарок.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки —

Любимая была, —

А всё — таки подружке

Лягушку отдала.

Е. Благинина.

— Какая игрушка была у девочки любимой?

— Почему она отдала её?

— Делишься ли ты своими игрушками с друзьями?

— Делятся ли твои друзья с тобой игрушками?

                                                  Подари, подари…

Люся в комнату вошла,                                      Игорек, Игорек,

Села на диванчик                                                Подари мне пузырек!

И берётся за дела:                                               Ты же мой товарищ.

Начинает клянчить.                                            Пузырек подаришь?

От зари и до зари,

В летний день и в зимний.                                Ходит бабушка зимой

Люся просит: — Подари,                                     В теплом шарфе с бахромой

Мама, подари мне…                                           Клянчит, клянчит Люсенька:

Ямала — малюсенька,

Подари мне, подари                                          Ты мне шарфик уступай,

Эти бусы — янтари.                                            А себе другой купи.

Для чего вам бусинки?                                     На минутку замолчала,

Подарите Люсеньке.                                         Начинай читать сначала.

А. Барто.

— За какое дело берётся обычно девочка? (начинает клянчить).

— Какой растёт Люся?

— Приятно ли общаться с таким ребёнком?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *