Классный час: Вежливые слова. Слова утешения. Вежливые формы отказа

Цель — закрепить знания учащихся о разных формах речевого этикета, учить выражать

участие, утешение, вежливо отказывать в просьбе.

Ход занятия

  1. Сообщение цели — мы продолжим путешествие по городу Вежливости.

(звучит песня В. Добрынина на слова Танича «Волшебные слова».

  1. Чтение учащимися стихотворения «Петрусь».

Обещал отцу Потрусь:                              Вот Петрусь догнал Ярину

-Я за вежливость возьмусь                       Да как дернет за косынку:

Буду всех благодарить,                             — Ты куда, Яринка, стой,

Первым «здравствуй» говорить.               Я здороваюсь с тобой!

Вот мальчишка со стараньем                   Та отпрянула в сторонку —

Выполняет обещанье.                               Как невежлива девчонка…

Видит — утром у сторожки                        Нес вожатый стопку книг

Дремлет сторож за дорожкой.                  А Петрусь с ограды — прыг!

На посту всю ночь не спал.                      Чуть не сел ему на плечи:

Только-только задремал.                          — Извините, добрый вечер!

А Петрусь как заорёт:                               — Ты, — вожатый закричал, —

— С добрым утром, дед Федот!                 И невежа, и нахал!

Дед ругнул его  спросонок:                      Петя очень удивлён:

— Убирайся, пострелёнок!                         Разве был невежлив он?

— Вежлив ли был Петя? Почему? Вот ведь, оказывается, как все-таки трудно быть вежливым.

  1. Игра «Рифма»

(пояснить детям: рифма — одинаковое звучание окончания последнего слова в поэти-

ческой строке: от Вити — извините, кошке — ложке)

Прослушать стихи и дополнить в них строку недостающими по смыслу вежливыми

словами.

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя — славная девчонка.

Настя — ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

я не слышу слова…        (хором: здравствуйте)

А слово — то какое —

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

на меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова…       (хором извините}

А слово — то какое —

очень дорогое!

Он про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

вижу: очень рада.

Но нельзя же молчать, как рыба.

Ну сказала бы …              (хором спасибо)

Слово-то какое—очень дорогое!

  1. Инсценировка по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

— Посмотрите инсценировку по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». Почему у

бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое «волшебное»

слово будет нам лучшим спутником в жизни?

  1. Игра «Волшебное слово».

(по кругу, или же за партами передаётся какой-то символический предмет: воздушный

шарик, цветок и каждый должен, передавая другому, назвать вежливое слово.

Очень много вежливых слов, но сегодня мы узнаем о новых:

(Молодцы, ребята!)

6. Слова утешения (сочувствия).

а) — Вспомните, случалось ли вам утешать кого-нибудь. Как это было?

б) — А вас кто-нибудь утешал? В каких случаях?

в) — Можно сказать: Всякое бывает! Всё пройдёт! Всё будет хорошо!

(главное — быть рядом и побольше тепла в отношении к человеку).

г) — Вы помните, как плохо было Незнайке, когда все узнали, что воздушный шар придумал Знайка, а Незнайка — обыкновенный хвастун и лгунишка. Малыши и малышки

смеялись над ним. Незнайка не знал, что ему делать, куда идти, а слезы всё лились, лились

и никак не могли остановиться. Вдруг он почувствовал, что кто-то трогает его за плечо и

ласково говорит: «Не плачь, Незнайка!» Он обернулся и увидел синеглазку. «Не надо

плакать», — повторила она.

Незнайка отвернулся от неё, вцепился руками в забор и завыл ещё громче. Синеглазка молча погладила его по плечу. Незнайка задёргал плечом, стараясь сбросить её руку, и даже ногой задрыгал.

— Ну, не надо, не надо быть таким злым! — ласково говорила она. — Ведь вы добрый,

хороший малыш. Вам хотелось казаться  лучше, поэтому вы стали хвастаться и                     обманывать нас. Но теперь ведь вы больше не будете так делать?.. О старом больше не будем  вспоминать. Теперь вы постараетесь быть честными, смелыми и умными, будете совершать хорошие поступки и вам не придётся больше выдумывать, чтобы казаться лучше. Правда?

— Правда, — тихо ответил Незнайка.

Он грустно взглянул на Синеглазку и улыбнулся сквозь слезы, синеглазка взяла его за руку:

— Пойдёмте туда, где все (можно диалог проинсценировать).

— Какие слова утешения нашла Синеглазка?

(не плачь, вам хотелось быть лучше; вы добрый, хороший малыш.)

— Какие ещё средства использовала девочка?

(добрые слова, похвала, выражение уверенности в том, что он изменится, погладила

по плечу.)

— Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня…» или сказки «Курочка ряба». Анализ речевых ситуаций.

— Перестанет ли Таня плакать? С какими добрыми словами утешения обратились к

Тане?

Вежливые формы отказа.

Дети, вспомните, какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-то

с просьбой? (пожалуйста, будьте добры, если вас не затруднит и т.д.)

Всегда ли просьбу можно выполнять?

а) Разыгрывание речевых ситуаций.

1) Друг просит тебя дать на время магнитофон, принадлежащий старшему брату. Можешь ли ты выполнить такую просьбу? В какой форме прозвучит твой отказ?

2) Одноклассники приглашают тебя на футбольный матч. Но мама в это же время

просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты примешь? Какой разговор возможен с

мамой? Какой — с ребятами?

б) — к сожалению, не могу.                              — Не могу.

Я занят. Иду с братом в кино.

— После уроков никак не могу:                       — Я занят.

иду с братом в кино.

— Извини, после уроков я очень занят.           — Позови Антошку. Он пойдёт.

— Спасибо? Мне очень хочется, но я               — Не пойду!

обещал брату пойти с ним в кино.

— Я, конечно, с удовольствием пошёл             — Нет?

бы, но после уроков очень занят.

Послушайте: оба мальчика отклоняют предложение или отказывают, но делают это

по-разному.

Чей отказ не обидит того, кто выражал просьбу?

Давайте отметим, как лучше выразить отказ, анализируя слова Саши:

  1. Объяснение причины отказа.
  2. Извинение.
  3. Благодарность за приглашение, сожаление, что не можем воспользоваться приглашением или выполнить просьбу.

Вывод:

— Не всегда просьбу можно выполнить (принять приглашение), поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят, например, за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

 

  1. Упражнение — размышление.

                                             Подарите Крокодила!

Мошковская Э.

Игрушки, конфеты                                    Я бы кормил его

Мне не дарите-                                           И лечил…

Все это, все это                                             Пусть бы жил у меня крокодил!

Вы заберите.                                                 Я бы в ванну его посадил,

Мне крокодила                                             И там у него

Такого живого,                                              Была бы вода,

Не очень большого                                       И он бы плавал

Лучше купите…                                             Туда-сюда,

Я бы тогда бы                                                Он бы плескался! Купался!

Его приручил.                                                И я б на него любовался …

— Выполнима ли просьба мальчика?

— Она реальная? (В каких условиях.)

— Каким может быть отказ? (Давайте поразмышляем, как помочь родителям мальчика

выразить отказ).

Итог занятия.

О каких правилах вежливого человека мы сегодня узнали?

(о словах утешения; о формах отказа).

Дополнительный материал.

Последующие занятия нужно посвятить выработке практических навыков употребления речевых этикетных форм в зависимости от ситуации: упражнения, анализ ситуаций, инсценирование и т.д..

  1.                                            Вежливый.

Вот кто вежливость у нас                                             — Что с тобой?! —

Проявил на деле —                                                          Вскочила мать.

Он в полночный тихий час                                           — Заболел, сыночек?

Поднял мать с постели.                                                 -Я забыл тебе сказать

Мама, доброй ночи!

С. Погореловский.

— Можно ли назвать малыша вежливым? Почему?

— Что значит «быть вежливым?»

  1. а) игра «Волшебные слова». Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое «волшебное» слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;
  2. б) игра «Это я». Произнести хором слова «Это я, это я, это все мои друзья» (только тогда, когда это уместно):

— Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

— Кто из нас приходит в класс с опозданием на час?

— Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

— Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? и т.д.

  1. Ситуации.

— Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

— Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их:

— Что вы скажете детям, которые разоряют птичьи гнезда, рвут цветы с клумбы в парке, разбрасывают мусор, громко кричат в общественном месте, помогают старушке сойти с автобуса, утешают плачущего малыша?

— Почему иногда в ответ на приветствие здравствуйте мы слышим слово спасибо? А

кто из вас может показать, как надо правильно здороваться? Какие речевые формулы вы

употребляете при прощании?

  1. Разыгрывание ситуации.

1) Вы обращаетесь к учительнице с просьбой объяснить решение трудной задачи;

2) вы просите папу купить новую игрушку;

3) в гастрономе спросите у продавца, сколько стоит пакет молока;

4) вы поздравляете бабушку с днём рожденья.

  1. Вопросы — задания.

Вопрос I. С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед

сном? (Предполагаемый ответ: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов.)

С какими словами обращаешься утром (днём, вечером) к товарищу по классу, соседям по дому, к малознакомому человеку, если вошёл в комнату?

(Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте.)

Вопрос 2. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю, товарищу по

классу? (Здравствуйте, доброе утро.)

Вопрос 3. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, чтобы он позвал

кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки, пробил компостером в транспорте билет,

пропустил пройти к выходу в транспорте, в магазине, в кино? (Пожалуйста, передай…

Пожалуйста, передайте… Пожалуйста, позвоните… Будьте добры, пропустите…

Будьте любезны, пробейте мне билет…)

Вопрос 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его,

чтобы он указал тебе дорогу к музею, театру, стадиону, нужному транспорту? (Не будете

ли вы любезны сказать… Не будете ли вы добры сказать, как пройти...}

Вопрос 5. Что надо сказать, когда тебя что-то попросят, а ты не можешь выполнить

просьбу? (Извините… Извините, пожалуйста, я не знаю…)

  1. Что нужно сказать, когда тебе что-то дарят, оказывают услугу? (благодарю, спасибо).
  2. 1) С какими словами девочка обратится с просьбой к стоящим рядом?

(выберите правильный ответ)

а) Будьте добры, передайте деньги за билет.

б) Передайте деньги.

в) Бросьте деньги в кассу и передайте билет.

2) Маленький котёнок забрался на дерево и не может слезть. С какими словами девочка обратится к мальчику ровеснику, а с какими к прохожему мужчине?

а) Слушай, не можешь ли ты мне помочь снять котёнка? Он боится слезть с дерева:

видишь какой он маленький.

б) Извините, пожалуйста. Можно вас попросить снять котёночка?

Обращаясь ко взрослым, употребляйте вежливые формы обращения: разрешите

мне…, простите, вы не поможете /скажите/ мне…, извините, можно вас попросить, я не

понял ваш вопрос, повторите, пожалуйста.

Со своими ровесниками можно говорить более свободно, но и в разговоре с ними не следует забывать о таких словах, как пожалуйста, извините, простите.

Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей.

Лена подбежала к учительнице и сказала:

«Елена Петровна»…

— Какую ошибку вы заметили?

— Что бы вы посоветовали девочке?

* * *

Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они

добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьёзным делом заняты — уроками».

Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков.

Какие ошибки в их поведении вы заметили?

  1. На перемене. (Разыгрывание ситуации).

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрастье? — ответил Игорь. И все засмеялись!

Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

Придумайте продолжение разговора.

 

  1. Придумаем продолжение сказки «Три медведя»…

Представим, что Машенька не убежала, что она могла бы сказать медведям?

Каким тоном?

Представим себе, что Машенька извиняется перед каждым из медведей.

Как она обратится к каждому из них? Что ответят ей Медведь, Медведица И Мишутка?

  1. Вставьте пропущенные слова.

Маша знала слов немало,                                     За подарком, за обедом,

Но одно из них пропало,                                      Это слово говорят,

А оно-то, как на грех.                                           Если вас… (благодарят).

Говорится чаще всех.                                            Но молчит она, как рыба,

Это слово ходит следом                                        Вместо каждого … (спасибо).

  1. Вежливый кролик.

(Мексиканская сказка.)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шёл он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень голодна и сердита.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно?» И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:

-Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти!

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

— Входите, входите, — ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха. До свидания? — и бросился бежать со всех ног.

Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость ещё никогда никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала? Ох, уж эти мне вежливые кролики. Нужно было ему

просить разрешения войти!

  1. Э. Мошковская «Вежливое слово».

(эту сказку можно прочитать вместе с детьми, а с уч-ся 3-4 классов поставить театрализованное представление для малышей или для родителей на празднике).

                                                Вежливое слово.

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой…

— Подходите, Ьжик, Ёжик!

Вам билет в каком ряду?

— Мне поближе: плохо вижу,

Вот спасибо, ну пойду.

Говорит Овечка:

— Мне одно местечко!

Вот моё Благодарю — доброе словечко.

Утка:

— Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

И достала Утка «Доброе утро?».

А Олень:

— Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке дайте лучшие места,

Вот моё Пожалуйста!

И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков, барсуков, бурундуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет!

— Ах, у вас такого нет,

— Не получите билет!

— Мне билет!

— Нет и нет?

Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал

И ушёл он со слезами,

И ушёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка косолапого сынка

И достала из комода очень вежливое что-то…

Развернула, и стряхнула,

И чихнула и вздохнула:

— Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь, Позволь…

Их давно уж съела моль!

Бедные Пожалуйста,

Что от них осталося?…

Театр открывается! К началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово!

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…

— До свиданья? Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета! Замечательной зари!

И кассир даёт билеты — не один, а целых три?

— С новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять.

И кассир даёт билеты — не один, а целых пять.

— Поздравляю с днём рожденья — приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья постоял на голове!

И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:

«Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!»

— Благодарен, извиняюсь!

— Славный парень!

— Я стараюсь.

— Вот какая умница!

Вот идёт медведица,

И она волнуется и он счастья светится!

— Здравствуйте, медведица, знаете, медведица,

Славный мишка ваш сынишка, даже нам не верится!»

— Почему не верится? — говорит медведица.

— Мой сыночек молодец!

До свидания?

Конец.

После чтения сказки учительница задала детям такие вопросы:

1) Почему кассир не дал вначале медвежонку билет? Как вёл себя мишка у кассы, каким

голосом он разговаривал с кассиром?

2) Как мама медведица помогла сыну? Что она сделала?

3) Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял? Как вёл он себя у кассы

потом?

4) Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй их встрече? Какими словами он характеризовал его матери? (Славный мишка ваги сынишка.)

5) Как ты понимаешь выражение «Вот идёт медведица… и от счастья светится»? (У нее

на мордочке радостное выражение. Она счастлива, что сын понял, как надо себя вести, не

только понял, но и изменил своё поведение в лучшую сторону.)

— А у вас бывает, что ваша мама светится от радости когда вы сделаете кому-то доброе дело или скажите человеку добрые, теплые слова?

 

  1. Ежели вы вежливы

С. Маршак

Ежели вы                                                                                 И ежели вы

Вежливы                                                                                  Вежливы,

И к совести                                                                              То вам, товарищ надо,

Не глухи,                                                                                  Всегда без опоздания

Вы место                                                                                   Ходить на сбор отряда.

Без протеста                                                                             Не тратить же

Уступите                                                                                  Товарищам,

Старухе.                                                                                   Явившимся заранее,

Ежели вы                                                                                 Минуты на собрание,

Вежливы                                                                                  Часы на ожидание!…

В душе, а не для виду,                                                            И ежели вы

В троллейбус                                                                           Вежливы,

Вы поможете                                                                           Тому, кто послабее,

Взобраться                                                                               Вы будете защитником,

Инвалиду.                                                                                Пред сильным не робея.

И ежели вы                                                                              Знал одного ребёнка я.

Вежливы.                                                                                 Гулял он с важной нянею.

То, сидя на уроке.                                                                   Она давала тонкое

Не будете                                                                                 Ребёнку

С товарищем                                                                           Воспитание.

Трещать, как две сороки.                                                       Был вежлив

И ежели вы                                                                              Это мальчик

Вежливы,                                                                                 И, право, очень мил:

Поможете                                                                                 Отняв у младших

Вы маме                                                                                   Мячик,

И помощь ей предложите                                                      Он их благодарил,

Без просьбы —                                                                          «Спасибо», — говорил.

То есть сами.                                                                           Нет, ежели вы

И ежели вы                                                                              Вежливы,

Вежливы,                                                                                 То вы благодарите,

То в разговоре с тетей.                                                           Но мячика

И с дедушкой,                                                                          У мальчика

И с бабушкой                                                                           Без спросу

Вы их не перебьёте.                                                                Не берите!

  1. Правила приличия.

1                                                                                         3

Медведя лет пяти-шести                                           Хоть с виду стал он вежливым,

Учили, как себя вести:                                              Остался он медвежливым.

— В гостях, медведь,                                                   Он кланялся соседям —

2                                                                                        4

Нельзя реветь,                                                          Лисицам и медведям,

Нельзя грубить и чваниться.                                   Знакомым место уступал,

Знакомым надо кланяться.                                      Снимал пред ними шляпу,

Снимать пред ниму шляпу,                                     А незнакомым наступал

Не наступать на лапу,                                              Всей пяткою на лапу.

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх.                                         Совал куда не надо нос,

Не надо чавкать и зевать,                                       Топтал траву и мял овёс.

А кто зевает власть,                                                 Наваливался брюхом

Тот должен лапой прикрывать                               На публику в метро

Разинутую пасть.                                                      И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Послушен будь, и вежлив будь.                             Медведя лет пяти-шести

И уступай прохожим путь.                                     Учили, как себя вести

И старых уважай.                                                      Но, видно, воспитатели

И бабушку-медведицу                                             Напрасно время тратили!

В туман и гололедицу

До дома провожай.                                                                                          С. Маршак

Так Мишку лет пяти-шести                                     Чему учили Мишку?

Учили, как себя вести…                                            Как нельзя и как надо себя вести?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *