Классный час на тему: Правила слушающего

Цель — раскрыть причины, мешающие нам слышать другого человека, учить умению

слушать других, быть внимательным и чутким по отношению к другим.

Оборудование. Иллюстрации, репродукции картин с изображением речи, выступлений,

разговоров.

Ход занятия

  1. Учимся говорить и слушать.

Упражнение на развитие умения выбирать правильную интонацию в речи.

  1. Учитель: Большое значение для понимания речи имеют её интонационные особенности, ничего не может быть хуже монотонного однообразного звучания.

Послушайте стихотворение — разговор двух лиц. Обратите внимание на интонацию

произнесения каждой реплики. Что она выражает? Теперь я буду произносить первую реплику, а вы вторую, правильно

интонируя.

Муравей.

— Муравей трёх метров роста

Носит шляпу очень просто!

— Быть не может! Быть не может!

— Муравей в тележке тащит

восемь уток говорящих!

— Быть не может! Быть не может!

— Муравей французский знает

и с прохожими болтает!

— Быть не может! Быть не может!

А быть может, может быть!

                               (Робер Деснос, персе, с франц. Зельчепко. ж. «Костер», 1984, №12 с. II.)

  1. Какие правила говорящего вы запомнили?

Посмотрите инсценировку, о каком правиле речь?

Л. Тррр!

1, 2. Ну вот опять начинаем весёлый . урок.

Л. Да, опять весёлый урок, но на этот раз не совсем обычный. Сегодня мы не будем

разучивать грамматическое правило, выяснять, как пишется то или иное слово, а просто послушаем, как мы говорим.

  1. Как говорим? Нормально, как все люди.

Л. Сейчас посмотрим. Вот вы, Саша, можете нам что-нибудь рассказать?

  1. Ну.

Л. Что ну?

  1. Могу.

Л. А почему вы говорите «ну»? Так и отвечайте: могу или да. Вы согласны со мной?

  1. Ну.

Л. Вы меня извините, но в последнее время я часто слышу это «ну». Вместо того, чтобы сказать «да», «конечно», «согласен», многие почему-то твердят ну, ну, ну. Вместо «да» — «ну», а вместе «нет» — «тпрру» говорить, что ли?

  1. Н. В., он больше не будет. Правда, Саш?
  2. Да, конечно, обязательно, согласен.

Л. Очень хорошо, но это не всё. Я просил вас что-нибудь рассказать.

  1. С удовольствием, только о чем?

Л. Расскажите нам немного о моём .любимом поэте, замечательном мастере, русского языка, Пушкине.

  1. Пожалуйста… Э… Пушкин…

Л. Минуточку! А почему вы говорите Э. Пушкин. Его что так звали? Эдуард?

  1. Нет, его звали Александр Сергеевич.

Л. Вот так, пожалуйста, и говорите.

  1. Александр Сергеевич Пушкин, как говорится, родился в 1799 г.

Л. Простите, а почему родился, как говорится? Он просто родился. Без всяких «как говорится». Продолжайте.

  1. Учился Пушкин в лицее, где эти … педагоги очень много, в общем, знали. Поэтому он из лицея очень много, того… вынес…

Л. Постойте. Что он вынес из лицея?

  1. Это вынес… Знания.

Л. Уф… А по вашим словам можно подумать, что Пушкин вынес из: лицея какую-нибудь книжку библиотечную и не вернул.

  1. Нет, зачем ему книжка! Он сам их написал, как говорится, будь здоров сколько!

Л. Всё! С меня достаточно! Это  невозможно слушать.

1.. А что, он все правильно сказал, Н.В.

Л. Да, Пушкин действительно написал много книг. И не «как говорится», и «не будь здоров», а просто очень много. И при этом никогда не пользовался ненужными словами, вроде «того», «вот», «значит». Поэтому и язык у него был звучный, чистый. И он не засорял его словами-паразитами.

  1. Ой, Н.В., как не стыдно! Других учите, а сами такие слова говорите.

Л. Это нормальное литературное слово. Паразитами называют тех, кто живёт за чужой счет. В данном случае это слова, без которых можно легко обойтись. Они делают вашу речь тягучей и малокультурной…

— Легко ли нам было слушать друзей?

— А что же мешало?

— Какие правила разговора они нарушили?

  1. Анализ и решение ситуаций.

Рассмотрите картины, репродукции, фотографии в газетах, рисунки, на которых изображены слушающие люди. Что в их поведении (позе, мимике, жестах) подсказывает нам, как они слушают: внимательно — невнимательно, с интересом (с увлечением) – без интереса (без увлечения)? Почему ты так думаешь?

Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого и невежливого поведения во

время разговора:

а) двое детей разговаривают, один рассказывает, другой слушает невнимательно, отвлекается;

б) две подружки беседуют, одна из них одновременно жует пирожок, поэтому говорит

невнятно, ее неприятно слушать;

в) два мальчика о чем-то рассказывают, при этом размахивают руками, перебивают друг

друга, не давая возможности высказаться собеседнику.

  1. Учимся Слушанию. (Правила Слушающего)

Послушайте несколько русских народных пословиц. Каков их общий смысл?

(Или: сделайте вывод о том, важно ли в жизни уметь хорошо слушать.)

  1. Поменьше говори, побольше услышишь.
  2. Слушай больше, а говори меньше.
  3. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.

Правило 1: учись слушать. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше узнаешь.

Послушайте еще несколько пословиц и скажите, о каком правиле слушания говорится в них.

1) Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. 2) Петь хорошо вместе, а говорить по-

рознь. 3) Один говорит красно, двое — пестро.

Правило 2: внимательно слушай собеседника, не перебивай его, пока он не кончит свой

рассказ.

Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.

  1. Беседа с детьми. Как нужно вести себя во время разговора.

— Почему нехорошо — во время разговора — не смотреть на говорящего, невнимательно слушать его? (Потому что так можно обидеть человека, который хотел с тобой чем-то поделиться).

— Почему некрасиво есть во время разговора? (Потому что когда ешь, то будешь говорить непонятно. Потому что брызги летят в лицо собеседнику и неприятно слушать.)

— Почему не нужно во время разговора кричать, сильно размахивать руками? (Потому, что человек рядом с тобой и так все слышит. От громкой речи быстро устаешь…)

— Как должен стоять рассказчик? Хорошо ли, если он будет переминаться (переступать) с ноги на ногу, качаться, ходить и т. д.? (Нет, это отвлекает внимание от того, что он говорит.) А обязательно ли стоять во время рассказывания навытяжку, не двигаясь? (Нет, это отвлекает внимание от того, что он говорит.) Рассказчик должен чувствовать себя свободно. Если надо, куда-то подойти, показать, что-то изобразить…

А о каком правиле поведения во время разговора нам напоминает поэт?

Перебивалка. (Можно проинсценировать.)

  1. — За рекой…
  2. — За какой?
  3. — За широкой такой!

Проживал Крокодил…

  1. — Что жевал Крокодил?
  2. — Не жевал?

— Про — жи — вал!

Просто жил Крокодил?

  1. — Но ведь ты говорил,

Что он что-то жевал?

Или пере-жи-вал?

  1. — Ох, ну ладно, жевал!

Страшно переживал!

И кусал и глотал

Тех, кто пе-ре-би-вал!                                                  А. Кондратьев.

Нельзя перебивать друг друга во время разговора, говорящий потом может не вспомнить, о чем говорил раньше, да ему и неинтересно будет уже рассказывать.

— Всегда ли вы, ребята, на уроке внимательно слушаете своих товарищей? Умение слушать ответ товарища или рассказ, объяснения учителя говорит о культуре вашего поведения. У Самуила Яковлевича Маршака есть очень хорошая «Песенка о вежливости». Вот отрывок из этой песенки:

А ежели вы                            не будете

вежливы,                                с товарищем

вы, сидя на уроке,                  трещать, как две сороки.

Обидеть человека можно и необдуманным словом. Не зря в народе существует пословица: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Произнесем ее хором, вместе. Были ли у вас такие случаи, когда вы кого-то обидели: сказали, не подумав, то, что не надо было говорить?

Обобщение учителя:

При общении так же важно воспринимать партнера, как равного, имеющего право

на собственное мнение.

— Понять, что хочет собеседник.

— Формулировать свои мысли и понимать чужие.

— Контролировать речь и следить, понимает ли её собеседник.

— Когда говоришь, нужно смотреть в глаз друг другу. Желательно быть в одной позиции.

— Не перебивай своего собеседника. Будьте доброжелательны к своему собеседнику.

Соблюдайте эти правила и вы действительно будете вежливыми, воспитанными

детьми.

А в классе у нас теперь будет такой плакат:

Запомните девять «НЕ»:

  1. Не разговаривай во время еды.
  2. Не перебивай говорящего.
  3. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
  4. Не размахивай руками во время разговора.
  5. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  6. Не передразнивай говорящего.
  7. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.
  8. Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».
  9. Не держи руки в карманах, разговаривая с кем-либо.

Дополнительный материал.

Без лукавого умысла.

В Древней Руси в Х1Г веке в «Поучении к детям» князь Владимир Мономах учил

вести беседу так:

«При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться».

 

Очень современные древние поучения!

«Дабы уши и голова не заболели».

Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила «эрмитажного устава». Один из параграфов призывал «говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели».

Не правда ли, этот совет тоже нам подходит?

Во все времена было приятно общаться с людьми сдержанными и скромными.

 

Девиз мудрых.

В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом

Академии молчания. Только сто мудрецов одновременно могли быть «Молчаливыми»

академиками.

Их девиз стоит запомнить: Много думай и мало говори?

 

Не чудо ли?

Один болтун остановил на улице философа Аристотеля и рассказывал ему много вздора, все время приговаривая: «Не чудно ли?»

— Это не так чудно, — ответил философ, — как то, что человек, может стоять и слушать твоё пустословие.

Может, не очень вежливо поступил философ. Но что поделаешь? Не стоит испытывать терпение человека, даже если он мудрец.

В качестве дополнительного материала приводятся яркие высказывания о языке, речи и их роли в нашей жизни. Например: «Если имеешь время подумать, прежде чем начинать говорить, то подумай, стоит ли, нужно ли говорить, не может ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать…» (Л. Н. Толстой); «Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать» (Лафатер).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *