8 лет назад
Классный час по теме: Правила говорящего
Цель — обобщить знания учащихся о вербальных и невербальных средствах общения,
показать роль речи в разных видах общения, учить культуре разговора.
- Весёлая викторина
(цель — обобщить сведения о средствах выразительности нашей речи).
Сейчас мы будем играть и соревноваться. (Разделить детей на 2 — 3 команды.)
- Игра «Кто больше назовёт слов приветствия и прощания».
- Игра «Пожалуйста, потише». Какая команда тише всех передаст просьбу (смешную)
учителю от первого игрока последнему.
- Игра «Угадай по голосу». Дети одной команды закрывают глаза, представители двух
других команд по очереди говорят 1-2 предложения или стихотворную строку.
- Послушайте несколько вариантов звучания слова «Молодец!» в магнитофонной записи. Определите тон произнесения и его значение. Приведите примеры ситуаций
(случаев), когда мы произносим это слово тем или другим тоном:
а) слово «Молодец!» произносится радостным, довольным тоном, выражающим
похвалу, удовлетворение, поощрение;
б) произносится сердитым, недовольным тоном, с оттенком обиды, выражает не-
довольство, неодобрение;
в) произносится с насмешкой, с оттенком укора, упрёка…
- Послушайте скороговорки. Какие звуки в них повторяются? Научитесь быстро про-
износить одну из них (скороговорки читаются дважды).
Все бобры добры до своих бобрят.
Ткач ткёт ткани на платок Тане.
Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла.
Везёт Сеня Саню с Соней на санках.
- Послушайте стихотворение. Какие звуки повторяются в нем часто? Как изменяется
громкость чтения стихотворения и почему?
Была И вот уже дождик Наверно,
Тишина, Тихонько — Сейчас
Тишина, Ты слышишь?- Барабанить
Тишина… Закрапал, Он станет…
Вдруг Закрапал Уже
Грохотом Закрапал Барабанит!
Грома По крыше Уже
Сменились Барабанит!
Она!
(А.Шибаев.)
О каких средствах выразительности нашей речи мы вспомнили?
(громкость, темп, тембр, интонация).
- Язык- средство общения.
Речь помогает нам общаться, вместе учиться и играть, понимать друг друга, влиять
на поступки людей, поддерживать других, тайна человеческого общения состоит в том,
чтобы догадываться о несказанном, уметь воспринимать услышанное…
Речь помогает не только узнавать новое, сообщать что-то, делиться мыслями и
чувствами, но и воздействовать на других людей, если надо, предупреждать, утешать.
Язык — орган, средство общения
| |
Друг______| |_________Враг
Если
- Помогаешь 1. Ругаешься, бранишься, оскорбляешь
- Сочувствуешь, 2. Предаешь
утешаешь
- Радуешься… 3. Сплетничаешь, наушничаешь…
Методическое указание: (если дети затрудняются в понимании пословиц, замените примерами из жизни о роли слова).
Прочитайте пословицы о языке. Как вы понимаете их значение? Распределите пословицы по группам:
————> сооощает
————> обогащает
————> воспитывает
слово —
————> влияет
————> помогает
————> успокаивает
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает (пожинает).
Не пройми копьём, пройми языком!
Слово горы ворочает.
Язык до Киева доведёт.
В чужой беседе всяк ума купит.
Слово пуще стрелы разит.
С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.
Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово дом построит,
А злое слово разрушит.
Доброе слово окрыляет.
Слово — ключ, которым открывают сердца.
Недоброе слово больней огня жжёт.
III. Правила Говорящего.
- Мы вместе с вами попробуем их определить:
Послушайте стихотворение. Определите его тему и основную мысль. Каким тоном говорил докладчик Вова? Как слушали ребята Вову и почему? Как надо выступать, чтобы
тебя слушали?
Скучный Вова.
Знают ребята, С очень серьёзным
Что ежели Вова Докладом.
Просит вожатого
Дать ему слово, Строгие взгляды
Значит, сейчас он Бросая на нас,
Достанет конспект — Вова доклад свой
Длинный-предлинный, Докладывал час!
Как Невский проспект?
Голосом мерным,
Вот и сегодня он Скрипучим, тягучим
Перед отрядом Он говорил, говорил,
Выступил говорил…
Всем надоел он, Голосом мерным,
И всем он наскучил, Тягучим, скрипучим,
Всех он Хоть бы словечко
Докладом своим Промолвил с огнём,
Уморил? Что мы «изучим»
Да что мы «поручим»,
Кто-то Гайдара Что «проработаем»,
Читает украдкой, Что «провернём» —
Крышку на парте
Поставив ребром; Всё доложил
Кто то, склонившись Обстоятельный Вова,
Над обшей тетрадкой. Глядя
Страшные рожи рисует В свой длинный-предлинный
пером.
Слышится Конспект.
Тоненький-тоненький
Храп — Правильно всё!
Кто-то уснул, А вот слова живого,
Пересевши за шкаф. Мысли живой
У докладчика нет!
Вове -докладчику Что же является
Храп не мешает, темой доклада?
Вова — докладчик «Как оживить нам
Доклад продолжает. Работу отряда?»
(Владимир Лифшиц.)
- Анализ стихотворения.
Почему так называется? Над чем смеётся автор? Какую роль лучше использовать в
подобных случаях?
Увлекательная речь.
На заре проснулся Боря Он откашлялся и начал:
И решил, что скажет речь — Птицы кружат у крыльца…
Нужно выступить на сборе. Наша главная задача —
Нужно всех ребят увлечь. Сделать вывод из скворца!
Снег растаял на дорожке. Но листку, как по шпаргалке,
На орешнике серёжки Он твердит о жизни птиц.
В жёлтом облачке пыльцы. У него грачи и галки
Скоро явятся скворцы. Занимают семь страниц.
«Нужно, — скажет он ребятам, — Предлагает он ворон
Сделать домики пернатым «. Охватить со всех сторон,
А весёлую синицу
Он бы выступил на сборе Он берёт за единицу.
Горячо, от всей души,
Но сестра сказала Боре: Домик он зовёт строеньем,
— Речь в тетрадку запиши Называет зоной лес —
И запомни: для доклада Ведь такие выраженья
Трудных слов побольше надо. Придают докладу вес!
Говорит он длинно, гладко-
Говорить ты должен гладко. Весь отряд зевает сладко,
Чтоб казаться поумней. И не хочется ребятам
И Борис берёт тетрадку. Делать домики пернатым.
Речь записывает в ней.
Наконец-то речь готова,
И докладчик, просит слова. (А. Барто.)
(Учитель выберет, какое стихотворение будет более понятно детям его класса).
Конечно, чтобы увлечь ребят, нужно было не доклад читать, а от души поговорить.
Правило 1: Говорите кратко, ясно, убедительно.
Правило 2: Говорите спокойно, не повышая голоса, но выразительно.
Кто что мелет?
Мельники мелют зерно жерновами. Но однако мы никак не поймём:
Перец в горошинах мелем мы сами. Что это мелет болтун языком?
О.Дриз.
СИЛЬНОЕ КИНО
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей – раз!
Она – им раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
А. Барто
Как ты думаешь, поняла ли сестра брата?
Послушайте пословицы.
— Как вы понимаете их смысл?
-Подходят ли они к стихотворению А. Барто «Увлекательная речь», «Сильное кино»,
В. Лифшица «Скучный Вова»?
Мелет день до вечера, а слушать нечего.
Красно говорит, а слушать нечего, —
Хорошую речь хорошо и слушать.
— О ком так говорят? Кого называют болтуном? (вспомните стих. «Болтунья»).
Правило: 3. Говорите содержательно.
Лишние слова.
- А теперь послушайте песенку «Радио-няни». Подумайте, как её можно назвать
(озаглавить). Кратко (одним предложением или словом) запишите содержание каждой
части песенки во время слушания.
(можно инсценировать, или привлечь детей к чтению.)
Лишние слова.
Видит как-то гражданин,
Что сарай горит.
Он звонит по 01,
Срочно сообщает:
-Яне знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить —
Всё уже сгорело.
Припев:
Лишние слова,
Лишние слова
Говорить не будем.
В ерунде такой
Пользы никакой
Ни себе, ни людям.
— Как проехать на вокзал? —
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
— В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто, тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно,
Возвращаться нужно!
Припев.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошёл
И коту заметил:
-Вы, Василий, не того…
Знаете ли, бросьте!
Не для вас, для одного,
Будут, значит, гости…
В общем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану!..
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
Припев.
Правило: 4. Не употребляйте лишних слов.
Домашнее задание:
Понаблюдайте за своей речью, речью товарищей. Какие лишние слова вы заметили
в речи? Постарайтесь сами не употреблять таких слов без надобности и помогите друзьям
избавиться от лишних слов.
(Лишние слова: ну, вот, яга, угу, Э, как говорится, так сказать).
- Излишне не жестикулируйте.
При слушании нам о многом могут рассказать жесты говорящего.
Послушайте рассказ (посмотрите сценку).
По каким названным в нем жестам говорящих учитель понял, что отвечающие
не знают урока?
Синхронно.
— Башмакова, расскажи нам о животном мире Австралии, — предложил учитель.
— Животный мир Австралии… — сказала Башмакова и почесала подбородок.
— Прокофьева, помоги подруге, — сказал учитель.
— Животный мир Австралии… — сказала Прокофьева и почесала подбородок.
— Ну, Башмакова, каких животных ты помнишь?
— Я помню животных… — прошептала Башмакова и подняла глаза к потолку.
— Прокофьева, а ты?
— Я помню животных… — тоже прошептала Прокофьева и подняла глаза к потолку.
Кто такие сумчатые, знаешь?
— Сумчатые, это… — Башмакова посмотрела в окно,
— Сумчатые, это… -посмотрела в окно и Прокофьева.
— Плохо, подружки! — сказал учитель. — И почему это каждый раз так бывает — если Башмакова у доски плавает, то и Прокофьева от нее не отстает?
— Так мы же ходим в секцию синхронного плавания, — со вздохом сказали Башмакова и
и Прокофьева.
(Виктор Верижников, ж. «Костер», 1985, № 12, с. 40)
Правило 5. Не пользуйтесь лишними жестами!
Синхронный — осуществляющийся одновременно, совпадающий во времени.
Синхронное плавание — женский вид спорта — согласованные движения в воде с элементами балета, гимнастики и акробатики.
Итог занятия.
С какими правилами ведения разговора мы познакомились.
Назовите их. Приведите примеры.
Дополнения учителя.
Помните? Слишком быстрая речь и очень медленная утомляют.
Не искажайте свой родной язык.
Следите за тоном разговора.
Если вы хотите вступить в разговор или что-то добавить, попросите разрешения:
«Разрешите мне добавить», «Извините, что перебиваю…»
Выбирайте дистанцию, нельзя разговаривать с дальнего расстояния.
Нельзя из себя строить всезнайку, уважайте мнение других. Избегайте излишней говорливости. И вы будете прекрасным собеседником.
Успехов вам, ребята!