8 лет назад
Культура общения: Слова извинения и благодарности
Цель — учить употреблять в речи различные формы выражения извинения и благодарности.
Ход занятия
I Путешествие в какой город совершили мы на прошлом занятии?
(Сказочный город вежливости.)
— О чём мы узнали в этом городе?
— Какие слова мы запомнили?
П. Игра «Волшебные слова».
Я буду читать текст, а вы все вместе вставляйте «волшебные» слова.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…» /пожалуйста/. Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову… /спасибо/. Вдруг трамвай неожиданно остановился — Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал… /извините, пожалуйста/.
Ш. Удивительное слово «извините»…
Да, вы услышали, какое слово сказал Вова. И искреннее его употребление может не
раз помочь нам в жизни.
Проанализируйте ситуации.
- «Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую палку. Он был стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему шел, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старичок сильно рассердился на мальчика. Но мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел. Что же сказал мальчик?
- — Послушайте стихотворение и скажите, какое слово помогло папе и почему:
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурилась сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза
И робко, и тихо «Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую. Есть лучше в продаже.
«Простите», казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово.
- — Послушайте стихотворение А.Кузнецовой и подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги (учитель читает 1-ю часть стихотворения): (можно проинсценировать)
Поссорились
Мы поссорились с подругой Я её не обижала,
И уселись по углам. Только мишку подержала,
Очень скучно друг без друга! Только с мишкой убежала
Помириться нужно нам. И сказала: «Не отдам!»
-Правильно, автор так и закончил эту историю (учитель читает 2-ю часть стихотворения):
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
— Значит, есть ещё вежливые слова. Какие? (Извини(те), прости (те); простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.)
Когда мы пользуемся этими словами?
- А вспомните стихотворение «Вежлив Витя или нет?»
Правильно ли мальчик использовал слово «извините»?
Можно ли без слов извиниться?
(да, улыбнуться, если это уместно).
Учитель: эти слова используются, когда кому-то кто-то причинил неприятность, этими
словами выражают признание своей вины и просьбу о снисхождении, прощении. Извинение лучше воспринимается, когда мы объясняем, почему не так сделали (я не хотел, я нечаянно…).
Но вежливые слова «простите», «Извините» имеют и другое значение: мы с ними
обращаемся, если что-то нужно узнать, а ответ можем получить от малознакомого или
совсем незнакомого человека, который, может быть, и не расположен нам отвечать или
оказать нужную услугу.
Слово извините позволяет вам обратить на себя внимание, установить контакт. В
этих случаях можно обойтись и без обращения.
Например:
а) Простите, пожалуйста, вы не будете выходить на следующей остановке?
Разрешите пройти к двери.
б) Извините, пожалуйста, вы не могли бы подсказать, как пройти…
— Помните о словах извинения при обращении с просьбой (особенно к незнакомому
человеку).
- Но эти удивительные слова нужно уметь произносить…
Послушайте рассказ «Пожалуйста».
Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка
отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
— Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.
Так нельзя вести себя, — заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
— А что я сделала? — возразила Лена. — Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
Правильно ли поступила девочка?
И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста».
Но с одинаковым ли выражением лица и одинаковой интонацией было произнесено это
слово?
(Старушка — вежливо, спокойно, тоном просьбы; девочка — недовольно, раздражённо,
презрительно, словно делает взрослым одолжение).
Вывод: важно не только знание вежливых слов, но и уместное их употребление с верной
интонацией.
- Анализ ситуаций.
(стихи читают дети)
1) А вот что случилось в одном дворе.
Попал я в дедушку мячом Но, досчитав до 30,
И закричал: — А я при чём? Сказал: — Ну, дедушка, прости.
(А. Барто.)
— Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? А вы так же извинились бы?
- Как можно оценить поступок мальчика? Можно ли его извинение считать искренним?
Кто кого любит?
Пошёл я гулять «Простите меня «, —
И в саду Я шепнул виновато.
По привычке — Ступай, —
Я дёрнул девчонку Улыбнулась. —
За обе косички. Прощаю пока.—
На крик прибежала И ухо моё отпустила рука.
Девчонкина мать, «Простите «…
Меня изловчилась Ура!
За ухо поймать… Убедился я снова,
Попробовать, что ли? Какое оно
В сторонку куда-то Интересное слово.
(Н. Юсупов.)
- Рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать слова извинения.
Как вы думаете, выигрывает или проигрывает тот, кто первым извиняется?
Слова благодарности
Какие слова благодарности вы знаете?
(спасибо, благодарю, как я тебе благодарен, ты очень добр ко мне.)
Послушайте совет А. Барто и Р. Зеленой и скажите, с какими новыми вежливыми
словами вы встретились?
Товарищи! Твердите Позвольте. Разрешите.
С утра по словарю: Я вас благодарю!
Спасибо! Извините.
— Сегодня мы будем учиться употреблять в своей речи слова благодарности.
Анализ речевых ситуаций.
- Как вы благодарите маму за очень вкусный обед? (Спасибо, мамочка, обед был очень
вкусный!)
- А вот что произошло на одном дне рождения: имениннику неожиданно принесли в
подарок две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику:
вежливо поблагодарить гостей за подарки — ведь они оба хотели сделать тебе приятное (Большое спасибо, у меня теперь будут две отличные машинки? Теперь мы вместе сможем в них играть!);
вежливо поблагодарить гостей за подарки, но заметить, что две одинаковые машинки не нужны (Спасибо, но у меня уже есть такая машинка. Что мне делать с двумя?).
- Рассказы детей о случаях, когда они использовали различные слова благодарности
(спасибо, большое спасибо, я очень рад, благодарю вас), и о том, каким тоном они их
произносили.
- Послушайте стихотворение Сильвии Капутикян и скажите, каким вежливым словам
девочка учила свою куклу:
Слушайте хорошенько.
1 2
«Слушай хорошенько, — Девочкою стала,
Кукле я сказала. — А ещё не знаешь
Полно-наряжаться! Ровноничего.
Это баловство. «Здравствуйте «при встрече
Ты уже большою Взрослым говорят
3 4
За подарки, помощь Все так поступают.
Всех благодарят. Будь и ты такою,
Старикам в трамвае И тебя тотчас
Место уступают. Попрошу зачислить
Вежливые дети В первый класс».
Только ли со взрослыми надо здороваться? Каким ещё вежливым словам приветствия и благодарности можно научить куклу?
Как можно ответить на слова благодарности?
(Не стоит благодарности; мне приятно это слышать; спасибо за добрые слова).
Итог занятия.
— С какими вежливыми словами мы сегодня познакомились?
(слова извинения и благодарности)
— В каких случаях их употребляют?