Культура общения: Слова извинения и благодарности

Цель — учить употреблять в речи различные формы выражения извинения и благодарности.

Ход занятия

I Путешествие в какой город совершили мы на прошлом занятии?

(Сказочный город вежливости.)

— О чём мы узнали в этом городе?

— Какие слова мы запомнили?

П. Игра «Волшебные слова».

Я буду читать текст, а вы все вместе вставляйте «волшебные» слова.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…» /пожалуйста/. Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову… /спасибо/. Вдруг трамвай неожиданно остановился — Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал… /извините, пожалуйста/.

Ш. Удивительное слово «извините»…

Да, вы услышали, какое слово сказал Вова. И искреннее его употребление может не

раз помочь нам в жизни.

Проанализируйте ситуации.

  1. «Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую палку. Он был стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему шел, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старичок сильно рассердился на мальчика. Но мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел. Что же сказал мальчик?
  2. — Послушайте стихотворение и скажите, какое слово помогло папе и почему:

 

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурилась сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза

И робко, и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую. Есть лучше в продаже.

«Простите», казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

  1. — Послушайте стихотворение А.Кузнецовой и подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги (учитель читает 1-ю часть стихотворения): (можно проинсценировать)

                                                  Поссорились

Мы поссорились с подругой                                 Я её не обижала,

И уселись по углам.                                                Только мишку подержала,

Очень скучно друг без друга!                                Только с мишкой убежала

Помириться нужно нам.                                         И сказала: «Не отдам!»

-Правильно, автор так и закончил эту историю (учитель читает 2-ю часть стихотворения):

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

— Значит, есть ещё вежливые слова. Какие? (Извини(те), прости (те); простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.)

Когда мы пользуемся этими словами?

  1. А вспомните стихотворение «Вежлив Витя или нет?»

Правильно ли мальчик использовал слово «извините»?

Можно ли без слов извиниться?

(да, улыбнуться, если это уместно).

Учитель: эти слова используются, когда кому-то кто-то причинил неприятность, этими

словами выражают признание своей вины и просьбу о снисхождении, прощении. Извинение лучше воспринимается, когда мы объясняем, почему не так сделали (я не хотел, я нечаянно…).

Но вежливые слова «простите», «Извините» имеют и другое значение: мы с ними

обращаемся, если что-то нужно узнать, а ответ можем получить от малознакомого или

совсем незнакомого человека, который, может быть, и не расположен нам отвечать или

оказать нужную услугу.

Слово извините позволяет вам обратить на себя внимание, установить контакт. В

этих случаях можно обойтись и без обращения.

Например:

а) Простите, пожалуйста, вы не будете выходить на следующей остановке?

Разрешите пройти к двери.

б) Извините, пожалуйста, вы не могли бы подсказать, как пройти…

— Помните о словах извинения при обращении с просьбой (особенно к незнакомому

человеку).

  1. Но эти удивительные слова нужно уметь произносить…

Послушайте рассказ «Пожалуйста».

Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка

отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

— Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.

Так нельзя вести себя, — заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

— А что я сделала? — возразила Лена. — Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

Правильно ли поступила девочка?

И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста».

Но с одинаковым ли выражением лица и одинаковой интонацией было произнесено это

слово?

(Старушка — вежливо, спокойно, тоном просьбы; девочка — недовольно, раздражённо,

презрительно, словно делает взрослым одолжение).

Вывод: важно не только знание вежливых слов, но и уместное их употребление с верной

интонацией.

  1. Анализ ситуаций.

(стихи читают дети)

1) А вот что случилось в одном дворе.

Попал я в дедушку мячом                            Но, досчитав до 30,

И закричал: — А я при чём?                            Сказал: — Ну, дедушка, прости.

(А. Барто.)

— Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? А вы так же извинились бы?

  1. Как можно оценить поступок мальчика? Можно ли его извинение считать искренним?

Кто кого любит?

Пошёл я гулять                                          «Простите меня «, —

И в саду                                                        Я шепнул виновато.

По привычке                                               — Ступай, —

Я дёрнул девчонку                                      Улыбнулась. —

За обе косички.                                             Прощаю пока.—

На крик прибежала                                       И ухо моё отпустила рука.

Девчонкина мать,                                          «Простите «…

Меня изловчилась                                         Ура!

За ухо поймать…                                            Убедился я снова,

Попробовать, что ли?                                    Какое оно

В сторонку куда-то                                        Интересное слово.

(Н. Юсупов.)

  1. Рассказы детей о случаях, когда им приходилось использовать слова извинения.

Как вы думаете, выигрывает или проигрывает тот, кто первым извиняется?

Слова благодарности

Какие слова благодарности вы знаете?

(спасибо, благодарю, как я тебе благодарен, ты очень добр ко мне.)

Послушайте совет А. Барто и Р. Зеленой и скажите, с какими новыми вежливыми

словами вы встретились?

Товарищи! Твердите                                           Позвольте. Разрешите.

С утра по словарю:                                              Я вас благодарю!

Спасибо! Извините.

— Сегодня мы будем учиться употреблять в своей речи слова благодарности.

Анализ речевых ситуаций.

  1. Как вы благодарите маму за очень вкусный обед? (Спасибо, мамочка, обед был очень

вкусный!)

  1. А вот что произошло на одном дне рождения: имениннику неожиданно принесли в

подарок две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику:

вежливо поблагодарить гостей за подарки — ведь они оба хотели сделать тебе приятное (Большое спасибо, у меня теперь будут две отличные машинки? Теперь мы вместе сможем в них играть!);

вежливо поблагодарить гостей за подарки, но заметить, что две одинаковые машинки не нужны (Спасибо, но у меня уже есть такая машинка. Что мне делать с двумя?).

  1. Рассказы детей о случаях, когда они использовали различные слова благодарности

(спасибо, большое спасибо, я очень рад, благодарю вас), и о том, каким тоном они их

произносили.

  1. Послушайте стихотворение Сильвии Капутикян и скажите, каким вежливым словам

девочка учила свою куклу:

Слушайте хорошенько.

1                                                                                   2

«Слушай хорошенько, —                                                Девочкою стала,

Кукле я сказала. —                                                           А ещё не знаешь

Полно-наряжаться!                                                        Ровноничего.

Это баловство.                                                               «Здравствуйте «при встрече

Ты уже большою                                                            Взрослым говорят

3                                                                                     4

За подарки, помощь                                                        Все так поступают.

Всех благодарят.                                                             Будь и ты такою,

Старикам в трамвае                                                        И тебя тотчас

Место уступают.                                                             Попрошу зачислить

Вежливые дети                                                                В первый класс».

Только ли со взрослыми надо здороваться? Каким ещё вежливым словам приветствия и благодарности можно научить куклу?

Как можно ответить на слова благодарности?

(Не стоит благодарности; мне приятно это слышать; спасибо за добрые слова).

Итог занятия.

— С какими вежливыми словами мы сегодня познакомились?

(слова извинения и благодарности)

— В каких случаях их употребляют?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *