9 лет назад

Цель:
создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества.
Задачи:
Оборудование:
выставка рисунков «Моя семья», нарисованный дом, кирпичики, плакат «Семья вся вместе – душа на месте».
Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой.
Организация класса.
Тема классного часа лиричная:
Место личного в общем строю,
Чтобы крепла ячейка первичная,
Всесторонне обсудим семью.
Звучит тихая музыка
Учитель: (слайд 2)
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
(Слайд 3 — «7 Я – моя радость».)
Как вы думаете, почему слово «семья» состоит из семи «я». Как появилось слово «семья»?
(Слайд 4)
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, Богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приласкает? Украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя?»
«Я, я, я» — Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь я,
И так на земле появилась семья.
— А сейчас закройте пожалуйста глаза и попытайтесь представить.
Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем неспеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенными хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…
(Слайд 5)
Откройте глаза.
— Вам понравился этот дом? А чем он Вам понравился?
— Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
(Слайд 6)
— Послушайте стихотворение Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, — еще не дом.
И даже люстра над столом, — еще не дом.
И на окне с живым цветком — еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
— Перед вами лежат ладошки.
Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова — характеристики.
Дети работают под музыку.
Учитель: Посмотрите на доску. На ней — силуэт дома, символ семейного очага..
Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семье и прикрепить свою ладошку на силуэт дома, наполнить его своим теплом.
(Слайд 7)
— Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
(Слайд 8)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Ведущий: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, которое есть в душе каждого человека — это любовь к своему Дому. (Слайд 9)
В современной песне поется: (Песня «Родительский дом»)
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
— Думаю, вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда ждут, поймут, посочувствуют и поддержат?
(Слайд 10)
— Инсценировка сказки В.А. Сухомлинского «Лепесток и цветок”
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»
Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
— Ты кто? — спрашивает Муравей.
— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.
— Почему погиб лепесток? (Слайд 11).
Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.
— Предлагается игра «Если я один дома”. Выбирается ведущий. Он бросает мяч по очереди кому-либо из детей. Кто поймал мяч, тот называет занятие, которым он занимается в отсутствие родителей. (Учитель обращает внимание всех игроков на хорошие, полезные дела детей дома, когда они находятся одни).
(Слайд 12)
— Послушайте стихотворение об одном мальчике, который оказался в пустой квартире; учитель просит обратить внимание на то, что он делал.
Агния Барто
В пустой квартире.
Я дверь открыл своим ключом.
Стою в пустой квартире.
Нет, я ничуть не огорчен,
Что я в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Могу я делать, что хочу, —
Ведь я один в квартире,
Один в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу!
Могу свистеть, стучать дверьми,
Никто не скажет: «Не шуми!»
Никто не скажет: «Не свисти!»
Все на работе до пяти!
Спасибо этому ключу…
Но почему-то я молчу,
И ничего я не хочу
Один в пустой квартире.
— Понравилось ли мальчику одному в пустой квартире? Почему люди не любят жить в одиночестве?
(Слайд 13)
Вывод: каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать.
(Слайд 14)
Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили.
— Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас — звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие ложатся на них тяжелым бременем. Я расскажу вам сказку.
(Слайд 15)
— Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот Вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего — пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром.
(Слайд 16)
— И действительно, лучше всегда платить добром, и тогда в каждом Доме будет уют, спокойствие и любовь.
— Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.
(Слайд 17)
Посмотрите на доску. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их.
Ответы.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
При солнышке тепло, при матери добро.
Вывод: семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, и самый дорогой человек для каждого в семье – мама.
(Слайд 18)
(стоя дети поют отрывок «Песни о маме” из к/ф «Мама”)
(Слайд 19)
Свеча. Любовь матери.
— Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом — кого она любит больше всех на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
— Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
— Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала — огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток…и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…
(Слайд 20)
— Ребята, что этим хотела сказать мать своим детям? (Мама хотела сказать, что ее любовь для всех детей большая и теплая, что любви матери хватает на всех ее детей).
(Слайд 21) (Слайд 22) (Слайд 23) (Слайд 24) (Слайд 25)
Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
(Слайд 26)
«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
К.Д. Ушинский
— О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.
(Слайд 27)
(Игра составь пословицу)
Родина – мать, | Родине служить. |
Жить- | умей за неё постоять. |
Человек без Родины, | там и пригодится. |
Где кто родится, | что соловей без песни |
(Слайд 28)
— Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
— Я долго думала над вопросом «Что такое вечная ценность в жизни каждого человека?» и решила, что для меня вечной ценностью является – семья. Семья – это продолжение рода, понимание друг друга, воспитание детей, ответственность друг за друга, любовь.
(Слайд 29)
Составь синквейн: Правила составления синквейна.
(Слайд 30)
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
(Слайд 31)
Как могучая и бурная река берёт силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина была красивой и счастливой?
В ваших руках будущее нашей страны, где будет тепло, уютно, радостно всем нам. Постараемся, чтобы так было?
(Слайд 32)
Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна,
Вместе — дружная семья.
В слове «мы» — сто тысяч «Я».
Тем и сильна наша Россия, наша Родина!
Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на шуточные вопросы.
Вопросы:
w Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
w Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
w Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
w Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)
w Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)
w В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
w В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
w Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
w Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
w Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
w Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
w Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)
w Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
w В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае.
Итог.