Урок безопасности в 1 классе

Тема: Правила дорожного движения всем нужно знать без исключения

Свирская Елена Валерьевна

Цели и задачи:

  1. закрепить знания учащихся о правилах движения по улицам и дорогам;
  2. закрепить знания детей о дорожных знаках, учить быть внимательными на дороге, обращать вни­мание на дорожные знаки и сигналы светофора;
  3. воспитывать дисциплинированность учащихся на улицах;
  4. развивать память, мышление, рас­ширять кругозор учащихся;
  5. пропаганда безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:  ПК, мультимедийный проектор, Презентация Microsoft Power Point;  диск с программным материалом; макеты дорожных знаков; элементы костюмов сказочных героев (Знайка, Незнайка, Помеха-Неумеха); памятки по соблюдению ПДД.

Содержание урока

  1. I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Это начался урок.

А урок расскажет всем,

Как без обид и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Прийти в школу малышам.

  1. II. Сообщение темы и цели урока: (слайды 1, 2)

Вступительная беседа:  — Вы наверное уже догадались о чем сегодня пойдет речь. (Слайд 3)

Правил много есть везде,

Но главней всех ПДД

Ты запомни это миленький дружочек.

И на улице, тогда,

Не грозит тебе беда.

Постановка проблемного вопроса.

Знайка: — Здравствуйте, мои дорогие друзья. Рад  приветствовать вас у себя в гостях. Вы наверное удивлены, что это я так разоделся.  А дело в том, что я теперь в школе ПДД преподаю. (Слайд 4)

— А вы знае­те, что такое ПДД?

III. Совместное открытие знаний.

Знайка:  —  Хочу рассказать вам немного из истории возникновения правил дорожного движения.

— Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди поселились в городах. Автомобилей тогда, ко­нечно, еще не было — по улицам медленно ездили колесные повоз­ки, запряженные лошадьми и быками. (Слайд 5) Но пешеходы и транспорт уже в то время стали мешать друг другу.

Затем появились трамваи, легковые автомобили, автобусы. И сейчас сотни тысяч трамваев, троллейбусов, автобусов, такси, лег­ковых и грузовых автомобилей, велосипедов, мотоциклов и тысячи пешеходов с утра до вечера двигаются по улицам. Движе­ние не прекращается даже ночью.

Нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый води­тель и пешеход двигался, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столк­новения, создавались бы пробки транспортных средств. И, что еще хуже, было бы не избежать наездов на пешеходов. Но этого не случается, потому что существуют единые для всех Правила до­рожного движения. (Слайд 6)

Создавались они постепенно, по мере того как на улицах и дорогах становилось все больше экипажей и пешеходов, появля­лись новые транспортные средства. В России первый указ Петра I, связанный с безопасностью движения, появился в 1720 году. На улицах столицы предписыва­лось ездить на лошадях «со всяким опасением и осторожностью».

В конце концов, пешеходы и водители все-таки поделили улицу. Середину отдали машинам, края — пешеходам. На улицах установили светофоры, дорожные знаки, которые, вместе с дорожной размет­кой, показывают водителям, куда можно и куда нельзя ехать, где надо свернуть и где остановиться. Пешеходу также надо знать до­рожные знаки, и тогда опасность ему будет не страшна. (Слайд 7)

— Кто из вас, идя в школу, переходит улицу?

— Кто уже это делает один, без взрослых? Расскажите, как вы переходите улицу. (Вы­слушиваются ответы детей.)

Знайка:  — А знаете ли вы, кого называют «Волшебник-постовой»? Отгадайте загадку.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе могу помочь!

                     ( светофор) (Слайд 8)

— А вот я сейчас проверю, как вы умеете правильно переходить дорогу.

Представьте, что я — светофор, я начну сей­час поворачиваться в разные стороны, а вы будьте внимательны.

Если загорится красный

Сиди тихо — путь опасный.

Желтый, если загорится

Надо хлопать не лениться.

Свет зеленый говорит:

Можно топать — путь открыт.

— Итак, задание понятно? Начинаем. (Проводит игру с классом)

(Появляется  Незнайка с конвертом в руках) (Слайд 9)

Знайка: — А вот и мой лучший ученик пожаловал. Только я вижу ты, Незнайка, чем-то расстроен  и что за конверт у тебя?

Незнайка: — Этот конверт мне сегодня вручила ка­кая-то непонятная и неряшливая девочка. А зовут ее как-то странно Помеха-Неумеха.

Знайка: — Да, странное имечко, ну читай что в письме.

Незнайка: (Читает.) «Мы, жители страны дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе-Неумехе и теперь у нас происхо­дят всякие аварии. Помогите нам».

Знайка: — Ребята, поможем  жителям страны дорожных знаков спастись от Помехи-Неумехи?

(Появляется Помеха-Неумеха и поет) (Слайд 10)

Помеха-Неумеха:

По дороге люблю бегать

Светофоры не люблю

На подножке я трамвая

Преспокойненько вишу.

И с мячом, на мостовую

Выбегаю поиграть.

Правил ПДД не знаю

И на них мне наплевать.

Знайка: — Здравствуй  Помеха-Неумеха, как хорошо, что мы тебя встретили. Верни нам пожалуйста дорожные знаки.

Помеха-Неумеха: — Это какие — такие дорожные знаки? Те,

которые на дорогах валяются.

Незнайка: — И ничего они не валяются. Они стоят на дорогах и указывают путь.

Помеха-Неумеха: — Им чё больше делать нечего, как стоять на дорогах.

Знайка: — Так ты не знаешь, для чего нужны дорожные знаки? Значит и с ПДД ты совсем не дружишь?

Помеха-Неумеха: — А зачем мне этот ПДД нужен, мне и так хорошо. А сами-то вы его знаете?

Знайка: — Да, я с ними знаком и ребята их тоже знают. Это правила дорожного движения.

Помеха-Неумеха: — Да я и без них по дороге ходить умею. Хотите и вам советы дам? (Слайд 11)

  1. Если ты на перекрестке

Видишь, что машин не счесть,

Смело выбирай любую

И шагай к ней напролом

И тогда задавлен будешь

Пусть не этой, так другой.

  1. Гонять футбольный мяч

Старайся на дороге.

Зачем ютиться на площадке,

Когда простор такой.

Потом же очень интересно

Проверить свою ловкость,

Сумеешь ты иль не сумеешь

Так увернуться от машины,

Чтобы порадовалось сердце

Визгом мощных тормозов.

  1. Если ты вдруг заприметил

Светофора глаз зеленый,

Стой как вкопанный, иначе интереса никакого

Тут тебе не испытать.

  1. Вот когда зажжется красный,

Мчись скорее на дорогу.

Можно там повеселиться

В «вышибалы» поиграть.

  1. Если стало дома скучно,
    Не с кем в салки погонять,
    Ты беги скорей к дороге
    Взрослым нервы потрепать.

Можно очень интересно

Свое время провести,

Бегая, как заяц в поле,

И пугая всех шоферов.

Пусть в психушку попадут.

6.А на рельсах под трамваем

Не бывали вы ни разу?

Жаль, вы много упустили.

Развлеченье — высший класс!

Посмотреть, как разлетятся

Ваши ноги по дороге, ваши руки, голова,

— и не будет больше вас.

  1. Можно также на подножке

Прокатиться к остановке,

Уцепиться сзади можно,

За машиной пробежать,

А потом пролезть по крыше

Надоевшей вам машины

И большой язык шоферу

Просто так вот показать.

8.А еще по льду кататься
По проезжей части можно,

И на роликах, на скэйте, самокате и т.д.

Посмотреть потом на лица

Перепуганных шоферов.

Это ж здорово, что дяди побелели как стена.

9.Если ты идешь с корзиной —
Собирать грибы собрался,
Смело действуй и с дороги
Не сворачивай нигде,

Ведь машина не на рельсах

И шофер не камикадзе,

Нервы у него похуже, он свернет конечно, в лес

  1. И еще одна проблема,
    Беспокоит нас с рожденья.
    Понаставили тут знаков,
    нe проехать, не пройти.
    Никакого наслажденья эти знаки не приносят.

Нужно их чуть-чуть исправить.

Пусть порадуют прохожих.

Нарисуем на них море,

Будем вместе загорать.

Знайка: — Да ты что такое ребятам советуешь, Помеха – Неумеха, такие безобразия на дороге приводят к авариям и травмам, а иногда даже к смерти.

К нам сегодня пришел на урок инспектор  ГИБДД, который расскажет о печальной статистике  нарушений ПДД в нашем районе и станице. И ты, Помеха – Неумеха, послушай.

(Рассказ инспектора ГИБДД)

Помеха-Неумеха: — Да, я теперь поняла к каким бедам приводит незнание правил дорожного движения и  как важны дорожные знаки.  Я их верну вам при условии, что поможете  мне их выучить. А то я в этих кружоч­ках, значочках совсем запуталась.

Знайка: — Конечно поможем, мы с ребятами объясним, что они оз­начают.

 Физминутка

Постовой стоит упрямый (шагаем па месте)

Людям машет: Не ходи!(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой )

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Знайка:  Давайте вспомним дорожные знаки. (Слайд 12)

  1. 1. Круглый знак, а в нем окошко,
    Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко:

Что здесь, свалка кирпича?

  1. Я в кругу с обводом красным,
    Это значит — тут опасно.

Тут, поймите, запрещенье

Пешеходного движенья.

  1. В голубом иду я круге,

И понятно всей округе,

Если вдуматься немножко

-Пешеходная дорожка.

  1. Шли из школы мы домой,

Видим — знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет.

  1. Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Мой приятель говорит:

«Это значит — путь открыт.

Там спортсмены впереди

С номерами на груди.

На дороге — эстафета.

Надо ж детям бегать где-то».

Но боюсь, однако,

Смысл другой у знака…

  1. Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.

Учитель:-  А кто из вас внимательный, кто заметил — около шко­лы есть такой знак? Где он висит?

— А еще какие знаки вы видели около школы?

(Дети рассказывают и показывают эти знаки, объясняют их зна­чение.)

— Молодцы, а давайте теперь эти знаки покажем, все ли их знают и помнят. (Вызывает 2 человека, они выбирают: 1 -разрешающие, 2 — запрещающие знаки.)

Помеха-Неумеха: — Спасибо вам ребята, теперь я тоже буду учить, и выполнять ПДД.

  1. IV. Повторение пройденного: Разгадайте кроссворд. (Слайд 13)
  2. Место на проезжей части, где водитель ожидает увидеть пешехода.(Переход)
  3. Название разметки нерегулируемого пешеходного перехода.(Зебра)
    3. (По горизонтали). Пешеход, не выполняющий Правила дорожного движения.( Нарушитель)
  4. (По вертикали). Куда должен смотреть пешеход, пройдя половину дороги с двусторонним движением.( Направо)
  5. Одно из обозначений пешеходного перехода.( Знак)
  6. Растения, которые могут ограничивать видимость проез­жей части.( Кусты)

6.Слово, которое каждый пешеход должен сказать себе при переходе улицы.( Внимание)

7.Куда смотрит пешеход, решивший перейти проезжую

часть.( Налево)

 V. Итог урока: (Слайд 14)

— Давайте, ребята, проверим как вы усвоили сегодняшний урок, а для этого со сказочными героями поиграем в игру « Запрещается-разрешается».  Думаем, вспоминаем и громко отвечаем:

1.Переходить улицу на зеленый свет светофора?(разрешается)

2.Перебегать улицу перед близко идущим транспортом?(запрещается)

3.Переходить улицу по пешеходному переходу?(разрешается)

4.Выбегать на проезжую часть?(запрещается)

Учитель: В школе мы постоянно будем узнавать что-то но­вое о правилах дорожного движения.  Чтобы вы, ребята, всегда помнили правила дорожного движения, мы хотим подарить вам памятки. (Вручение памяток детям)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка соблюдения правил дорожного движения

— Переходи улицу только у перекрестков или там, где есть знак «Переход» и широкие поперечные полосы на мостовой. И толь­ко тогда, когда на светофоре загорится зеленый свет.

— Если светофора здесь нет, то, выходя на проезжую часть, по­смотри сперва налево — приближается ли какая-нибудь маши­на. А как дойдешь до середины улицы, посмотри направо -не идет ли машина оттуда. А если идет, остановись и подожди, пока пройдет.

— Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Подож­ди, пока пройдет.

— Если на перекрестке есть светофор, переходи улицу только на зеленый свет или когда загорится сигнал «Идите».

— Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, не идет ли за ним другая машина, шофер которой тебя не видит. Но еще лучше подождать, когда они уедут, и тебе станет видна вся улица.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *