8 лет назад
Путешествие в страну Добра и Вежливости
Классный час
Никерина Татьяна Александровна
Цели:
- Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
- Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Развивать речь.
- Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.
Задачи урока:
- Привитие интереса к чтению, литературе.
- Развивать познавательную активность, актерские способности.
- Способствовать развитию речи учащихся.
Оборудование: карточки с пословицами для работы в парах, воздушные шарики, лепестки с «волшебными» словами, детали аппликации, карточки с правилами «добрых» поступков, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный момент.
Я рада видеть вас и наших гостей на нашем классном часе.
Создадим хорошее настроение: протяните друг другу ладошки и улыбнитесь.
Слайд 1.
- Сообщение темы и цели.
В жизни по-разному можно жить —
Можно в беде, а можно — в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать —
И, помышляя о чуде,
Рукой, обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливыми и делать счастливыми других людей.
III. Путешествие в страну ДОБРА И ВЕЖЛИВОСТИ.
В этом нам поможет страна Добра и Вежливости, куда мы отправляемся прямо сейчас.
Слайд 2.
1) Чтобы оказаться в этой стране нужно вырастить волшебный цветок Добрых и Вежливых слов.
Слайд 3.
Какие вы знаете вежливые слова? (здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго:)
Дети называют каждый свое слово и прикрепляют лепесток со словом на доску.
2) Перед нами город Народной мудрости.
Слайд 4.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица — доброе слово и кошке приятно.
Перед вами — карточки с пословицами о доброте. Но пословицы рассыпались, и жители этого города просят вас о помощи. Соедините стрелками начало и конец народной мудрости.
Слайд 5, 6.
- Добро наживай, не без добрых людей
На свете на добрые дела
Жизнь дана, а худо изживай
- Без добрых дел, что весенний день
Кто добро творит, нет доброго имени
Ласковое слово, того Бог благословит
- Злой не верит, красят человека
Добрые дела не кайся
Сделав добро, что есть добрые люди
Прочитайте, что у вас получилось.
Великий философ Сократ, живший в глубокой древности, говорил:
Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (плакат на доску).
Многому научил нас город Народной мудрости, мы покидаем его и отправляемся дальше.
3) Впереди что-то блестит! Это река Вежливости!
Слайд 7.
Вежливость-умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
М.Монтегю. (плакат на доску)
Послушайте, о чем журчит река Вежливости. (дети читают стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы»)
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы — то есть сами
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
Давайте с вами поиграем на берегу реки Вежливости.
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,
И поступок хороший,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если плох поступок
И не случался с вами
Вы тогда все вместе дружно
Топайте ногами!
-Поздороваться при встрече:
-Толкнуть, но не извиниться:
-Перебивать во время разговора:
-Уметь соблюдать тишину на уроке:
-Уметь выслушать друга:
-Кричать на переменах:
-Сказать, уходя из класса, домой » До свидания»:
-Помочь поднять упавшую вещь:
-Не разговаривать во время еды в столовой:
-Обозвать обидным словом товарища:
Молодцы! Я вижу вы вежливые ребята.
4) Перед нами — остров Извинений.
Слайд 8
Что же здесь происходит? (дети читают стихотворение Юсупова «Простите:»)
Саша разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но Саша нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко, и тихо
«Простите» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже:
» Простите!»-
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
-Какие еще вы знаете извинения? Приходилось ли вам просить прощение?
Слайд 9
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
А может, не слова-дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
На острове Извинений нас тоже просят о помощи. Ребята, помогите разобрать жизненные ситуации:
а) Мальчик на бегу крикнул прохожему «Сколько времени?» Какие ошибки он допустил? (на бегу, слово «пожалуйста»)
б) Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (дорогу уступает тот, кто вежливее)
в) По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, и большой сверток. Одна книга упала. » У вас упала книга», — закричал мальчик, догоняя прохожего. » Разве?»- удивился тот. » Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета», — объяснил мальчик. » Я вижу, что ты хорошо знаешь математику,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу.- Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил. Что должен был сделать мальчик? (поднять книгу и помочь прохожему)
Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо себя вести, уважать и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте — нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, и большого и маленького, свой путь к доброте.
Слайд 10, 11.
«Цветы прощения» (читает ученик)
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек.
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она, счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
Шла и пела голосом счастливым,
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестоко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип зловонный грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И, мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбаясь, щурил глаз.
Не всплакнула, не назвала грубо,
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(сердце есть и у озорника),
Побежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы, подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.
Опыт с воздушным шаром.
Представьте себе, что шар-это ваше тело, а воздух внутри него — это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть кого — нибудь, ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что происходит с шаром?
А что происходит с гневом внутри него?
Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно так же научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг.
Л.Н. Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе»
5) Перед нами — море Улыбок.
Слайд 12.
Чтобы переплыть его, должен постараться каждый ряд выполнить задание:
1 ряд — каждый должен рассказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь потому, что я :(в красивом платье, добрая и т. д.)
2 ряд — взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорить о нем теплые слова:(лучший математик, самая голубоглазая и т. д.)
ряд — называет добрые и вежливые слова по цепочке.
6) Перед нами — долина добрых дел.
Слайд 13.
Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы сделаем одно доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки зверей и птиц. (звучит песня о доброте)
Как назовем картину?
Какое чувство испытали, делая одно доброе дело?
Вы успешно справились со всеми испытаниями, и, я надеюсь, мы снова и снова, каждый день, в школе и дома будем путешествовать по удивительной стране Вежливости и Доброты.
Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми — смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро- это здорово.
- Подведение итогов.
На память о сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам правила добрых поступков.
Слайд 14.
- Будь вежливым в словах, поступках.
- Не груби, даже если сердит.
- Умей управлять своими эмоциями и желаниями.
- Проявляй доброжелательность.
- Не погибни во мне доброта!
Вручение памяток под музыку.
Слайд 15.