Классный час: Доброта спасет мир

dobrota-spaset-mir

Автор Свирская Елена Валерьевна, учитель начальных классов

Цель:

  • Сформировать представление об «особом ребенке».
  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
  • Развивать чувство эмпатии к людям и людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности.
  • Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, платки. 

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день! Позвольте начать классный час  со стихотворения

Пусть из вас ни один не скорбит,       Пусть в душе вашей вовсе не будет

Ни забот, ни тревог, ни обид.              И от этого звонкого счастья

Принимаюсь за дело с утра.                Пусть же сердце распахнуто настежь,

И привета полно и добра…                 Верим в добрых сердец бессмертие,

В солнце мира и тишины.                    Милосердие! Милосердие!

Это слово сильнее беды.

Беседа:

—  «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.  Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться  беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся  не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе.

— Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

— Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать.

— Сколько лепестков было у волшебного цветка? (слайд  2)

— Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

— Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид) (слайд  3)

— К сожалению, на нашей планете есть немало людей   обделенных   физическим здоровьем, т.е. эти люди  инвалиды  или с  рождения или в результате перенесенной  болезни или  травм  (слайд  4)

Учитель:  В  1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия (слайд 5)

Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества которые оно получает, от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни (слайд 6)

— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)

— Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?

— Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов…), кто-то во время тренировки что-то повредил.

Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

— А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашей станице? (Ответы)

— Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей  много. Это и взрослые и дети.

— Как мы должны относиться к таким людям? Что нужно для этого делать? (Ответы)

Учитель:  Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.

Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью

— В нашей школе есть дистанционный центр для работы, обучения детей-инвалидов.

— Какое оборудование установлено для таких ребят? 

Учитель: Хочу прочесть вам стихотворение “Ступени”, его автор мальчик Антон, 12-ти лет. (слайд 7)

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!

Учитель: Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик!

— Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.

Практические упражнения (игры)

— Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье — это движение. Давайте и мы немного поиграем-подвигаемся.

  1. Сейчас я попрошу встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

— Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:- Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?

  1. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:  —  Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

  1. — Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

— Как вы думаете,  в  зрительный зал  могут прийти  люди, укоторые не видят глазами?   (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а  не смотреть.

  1. Предлагаю выполнить ещё одно задание «Принеси предмет с закрытыми глазами»

Завяжите глаза,  подойдите к  книжному шкафу и возьмите  книгу со 2- ой полки. Принеси её мне.

Рефлексия: — Что испытывали, при выполнении, этого задания?    Хотелось ли вам снять повязку и  открыть глаза?

Учитель:    — Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.

— А как вы думаете,  могут ли слепые люди работать? (ответы детей) (слайд 8)

Есть «Общество слепых», где люди не имея  зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели,  розетки).

— Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).

Учитель:  — А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они?

—  А они общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык — по движению губ собеседника.

— Я неслышно произнесу вам несколько слов — попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

— А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда?

— А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется тактильной азбукой.

— Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.

Учитель:   — Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.  Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться? (слайд 9)

Попробуйте без помощи рук развязать шнурки на обуви.

Рефлексия: — Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель:  — А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? Давайте вспомним паралимпийские игры в г. Сочи 2014 года.

— В каких видах спорта соревновались спортсмены с ограниченными возможностями здоровья? (слайд 10)

Учитель: — Ребята сегодня  мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас  ощутили  на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить  людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Кто такие дети-инвалиды?

Дети-инвалиды — Ангелы земли

Сколько незаслуженной обиды

На себе они перенесли

Сколько раз ,они лицом в подушку

Чтоб не плакать на глазах у всех

Говорили ночи как подружке…

Разве то что есть мы — это Грех?

Сколько раз их матери украдкой

Увозили в сторону детей

Чтоб не слышать шёпот этот гадкий

Злых, недобрых, немощных людей

Немощны они не телом бренным..

Немощны душой своей холодной

Не помочь пытались детям бедным

Прочь всегда их гнали взглядом злобным

Не грустите матери не надо

Ваши дети- ангелы, не зло

Богом нам они даны в награду,

Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех кто их не понимает

Пусть простит Господь за волю их

Пусть они услышат как рыдают

Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны,

Больше тех кто хочет им помочь.

Открывая душу им радушно

Горе помогают превозмочь.

Пусть Господь рукой своей нетленной

Осенит крестом весь мир людской

Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной

Мир всегда царил, царил покой

Чтоб ни войн и не землетрясений

Ни цунами страшных, НИКОГДА

Сбереги Господь от потрясений

Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…

— В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тысяч человек.

— Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия,  по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное  тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый  инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам»

— Как вы понимаете эти слова?

— Думаю,  многие  из вас не станут смеяться над такими людьми, а наоборот  по возможности предложат им свою помощь.

Итог классного часа

— Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», «дети с ограниченными возможностями здоровья», инвалид?

— Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?

— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Рефлексия занятия.

— Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

— Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?  Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *