8 лет назад
Урок «Кто такие птицы»
Цели:
- Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями;
- познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.
- Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
- Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.
Прогнозируемые результаты: учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц; научатся определять птиц, описывать их.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация о птицах .
Ход урока
1.Актуализация знаний
— Ребята, с какими группами животных мы уже знакомы? Назовите отличительные признаки насекомых и рыб.
Предлагаю вам игру. Я диктую предложения , а вы если согласны со мной – хлопаете в ладоши. Если не согласны – не хлопаете.
Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)
У насекомых три пары ног. (Да)
Акула – речная рыба. (Нет)
Рыбы живут в воде. (Да)
Паук – это насекомое. (Нет)
Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)
– А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…)
-Молодцы!!!
- Мотивация учебной деятельности
-Ребята, к нам сегодня на урок пришел Муравьишка Вопросик. Он просит помочь ему. Муравьишка побывал в лесу и услышал там пение птиц. А вот кто такие птицы и как они выглядят, он не знает. Поможем ему?
- Работа по теме урока
Итак, я приглашаю вас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного.
А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц).
А кто из вас знает как отличить птиц от других животных? (они умеют летать)
— Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка:
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожеена белку.Приближаясь к деревне я увидел петуха, который сидя на заборе, созывал кур на насест.
Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы — подумал Муравей.»
— А вы как думаете, ребята? Действительно ли все они — птицы?(Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).
-Да курица – птица, и она умеет летать, но очень плохо. А вот страус и пингвин тоже птицы, но они вообще не умеют летать.
-Так можно ли сказать, что все, кто летает – птицы?
-Давайте попробуем определить основной отличительный признак, по которому можно безошибочно узнать птиц.(перья)
-Правильно, у птиц есть перья.
Работа с интерактивной доской
-Посмотрите какие бывают птицы.(1 слайд)
-Давайте попробуем выбрать из представленных животных птиц. (2 слайд)
-Назовите птиц правильно.(слайд3)
Работа по учебнику
— Давайте познакомимся со строением птицы. Откройте учебник на стр.36. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная.У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят. С помощью клюва птицы плетут гнезда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой клюв – у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без носа птица – как мы без рук.
В отличие от других животных у птицы всего 2 ноги.Нужны они не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держаться за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Крыльяподнимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Без перьев птице не обойтись. Они спасают ее от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
Физминутка
Совушка-сова
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Ножками топ-топ,
Крылышками хлоп-хлоп,
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
Практическая работа
Работа в парах. Каждая пара получает по несколько различных перьев.
Сравните перья. Чем отличаются? Чем они похожи? (Размер, форма, окраска – одинаковое строение).
-Перья, покрывающие тело птицы, разные. Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это пуховые, мягкие перья. Они помогают птицам сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки.
Летают птицы с помощью полетных или маховых перьев. Это жесткие и упругие перья. Перья у птиц очень легкие, но очень прочные.
— Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. (Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня) Да, перо полое, внутри пусто.
Итак, мы убедились, что перья отличаются друг от друга по форме, размеру и цвету. А что у них общего? Рассмотрите внимательно перья. У всех перьев есть стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.) А еще у пера есть бороздки.
-Давайте попробуем описать птицу.
План описания птицы:
название, размеры(большая, средних размеров, маленькая),
Окраска оперения, особенности частей тела (клюва, глаз, хвоста)
Работа в тетради
В рабочей тетради зарисуйте перья птиц, которые мы сейчас рассмотрели.
Вывод по практической работе:
— Итак, мы выяснили, что тело птицы покрыто перьями. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать,маленькиеперья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.
-Прочитайте в учебнике на стр.37 вывод Мудрой Черепахи.
Давайте рассмотрим изображения различных птиц. (показ слайдов)
Назовите птиц. Чем они похожи? Чем отличаются?
3.Рефлексия учебной деятельности
С какой группой животных вы познакомились? Назовите отличительные признаки птиц. Как вы думаете, помогли ли мы Муравьишке узнать кто такие птицы?
Муравьишка просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело которых покрыто перьями). Приведите примеры птиц.
— Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?
— Какое задание на уроке было самым интересным?
— Было ли трудно?
— Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».