8 лет назад
Урок Кубановедения: Достопримечательности Брюховецкой
1 класс
Автор: Попова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №3, ст.Брюховецкая
Тема урока: Достопримечательности ст. Брюховецкой
Цель урока:
— познакомить с историей возникновения станицы и её месторасположением на карте Краснодарского края, её достопримечательностями.
Задачи урока:
— развивать познавательный интерес к изучению истории Кубани через знакомство с историей родной станицы;
— воспитывать любовь к своей малой родине, уважение к труженикам-землякам.
Предметные УУД:
Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.
Характеризовать понятие «достопримечательность».
Рассказывать об известных достопримечательностях своего района.
Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».
Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.
Метапредметные УУД
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о достопримечательностях станицы; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Оборудование:
Карта Краснодарского края.
Фотографии достопримечательностей, важных зданий и мест станицы.
Творческие работы.
Презентация.
- I. Организационный момент.
- II. Актуализация знаний.
Звучит мелодия песни « С чего начинается Родина»
— Ребята, как вы думаете почему наш урок начался с этой песни?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— Как вы понимаете смысл слова Родина?
Ребята, мы живем с вами в большой стране. Это «большая» наша Родина.
— Как называется наша страна? ( Россия)
Но у каждого человека есть еще и «малая» Родина, родной край, часть нашей «большой» Родины – России.
— Родина для каждого человека – это, прежде всего: мама, родной дом, родная улица. Это город или село, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Для каждого из нас Родина начинается с веселого шума деревьев на улицах нашего детства, с золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях, с задорной казачьей песни. Вы с гордостью можете сказать « Я гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите — «Я – Кубанец», « Я –житель станицы Брюховецкой!».
III. Сообщение темы и целей урока.
— Ребята, послушайте стихотворение кубанского поэта Вадима Неподобы.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.
— Ответы детей.
— Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по нашей станице. Узнаем, как и когда она возникла, её место на карте Краснодарского края, какие достопримечательности, важные места и здания находятся на её территории, вспомним наших знаменитых земляков.
—Скажите, а на чем можно отправиться в путешествие?
_ Мы с вами отправимся на автобусе.
- IV. Изучение нового материала.
-Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте у памятника «Скорбящая мать» в центре станицы, склонив голову. Вслушайтесь в шум реки, звонкое пение птиц, всмотритесь в лица людей, которые вас окружают. Все это ваше, самое близкое и дорогое. И даже, если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы все равно будете вспоминать свою станицу. Потому что здесь ваш дом, родители, здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
-Как называется наша станица? (Брюховецкая)
-Поднимите руку, для кого наша станица — это место, где вы родились?
-Как называют людей, которые родились и живут в одном месте, в одной станице? (Ответы детей: земляки, станичники, кубанцы).
1.Первая станция: «Точка на карте»
Обратимся к карте Краснодарского края.
Наша станица расположена в степной зоне, при впадении речки Бейсужёк Левый в Бейсуг, в 22 км к северу от Тимашёвска. На противоположной (правой) стороне Бейсуга расположена станица Переясловская .
- Вторая станция «Историческая».
В 1792 году царица Екатерина II особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Началось переселение казаков. Они перебирались на новые земли целыми куренями — это казацкие селения. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю. Было образовано 40 куреней.
Брюховецкое куренное поселение — одно из первых 40, основанных черноморскими казаками в 1794 году. В 1842 году селение стало называться станицей Брюховецкой.
В ковылях средь серебряной рани
Во цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
Так и наш Брюховецкий курень расположился около реки Бейсуг.
И жизнь в станице пошла своим чередом. Люди строили хаты, осваивали земли, расширяли хозяйство.
— Мрачными выглядели улицы нашей станицы. Хаты строили из глины, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы тоже были помазанные глиной и посыпанные соломой. И внутренняя обстановка состояла из грубо отесанных деревянных столов и лавок. Хаты освещались каюнцом (это фитилек в стакане с маслом, который горел и давал свет).
— Но с каждым годом наша станица развивалась и крепла. Были построены школы, больница, кирпичный завод, молокозавод, мельница.
Физкультминутка.
- Третья станция «Достопримечательности»
Много войн пережила Кубань со времен ее основания.
22 июня 1941 г началась Великая Отечественная война. Она коснулась своим холодным крылом и жителей нашей станицы. Как набатный колокол прозвучал боевой клич на Кубани:
Вставай, Кубань! Кубань, вставай!
На смертный бой с врагом вставай!
Кубань отправила на фронт сотни тысяч своих сыновей и дочерей. В том числе это были и наши станичники. Они самоотверженно сражались на войне. Многие награждены орденами и медалями за отвагу и храбрость, проявленные на фронте. Много наших земляков не вернулось в родные дома. В память о погибших героях в наших парках установлены памятники.
Каждый год 9 мая – в день Победы все жители станицы – от мала до велика, приходят к мемориалу «Скорбящая Мать», чтобы поклониться павшим в боях воинам. В этом году наша страна отметила 70 – ю годовщину со дня победы над врагом.
В парке нашей школы № 3 находится памятник Елене и Виталию Голубятниковым.
В станице Брюховецкой, на улице Батарейной, жили брат и сестра Голубятниковы. Они были очень дружны, мечтали о том времени, когда Лена станет врачом, а Виталька — непременно — киномехаником. Война оборвала счастливую жизнь. Утром 10 февраля 1943 года, разбуженные артиллерийской канонадой, ребята выбежали на окраину станицы, чтобы первыми встретить наши войска.
Эта новость летела как птица,
Отступала угрюмо тоска:
оставляют фашисты станицу,
Наступают родные войска.
Ждали жители наших советских,
Ждали, словно любимых своих,
Ждал свободы народ .
в Брюховецкой,
Ждал прихода бойцов дорогих.
Ждали этого Лена и Витя.
День февральский был долгий, как год.
Вдруг из дома напротив – смотрите
В щель немецкий глядит пулемет.
Их пронзила догадка: засада!
Непонятная слышалась речь…
«Нам спасти наших воинов надо,
Нужно наших бойцов уберечь».
Стали строгими юные лица,
На раздумье — секунды ушли…
А бойцов – принимала станица,
Вот они показались вдали.
И все ближе родные шинели
И счастливые лица солдат…
«Стойте! Сто-о-ой…», —
голоса зазвенели,
Но прервал их чужой автомат.
Нет для памяти нашей преграды,
Наступил он, торжественный миг:
Вижу сверстников ясные взгляды
И не в камне, не в бронзе — живых.
Немцы разорили нашу станицу и соседние хутора, колхозы. Но ничто не могло сломить людей. После освобождения станицы началось восстановление хозяйства. Только упорный труд ее жителей превратил Брюховецкую в прекрасный уголок.
— На окраине станицы расположен мемориал «Катюша».
— Элеватор
— Храм
— Дом культуры им. Петрика
— Дом культуры им. Буренкова
— ж\д вокзал
— автовокзал
— электроподстанция
- Остановка « Гордость станицы».
Самой главной достопримечательностью нашей станицы являются люди, живущие и работающие здесь.
Много наших земляков стали знаменитыми – это и летчики, и конструкторы, и врачи, и военные, и писатели, и поэты. Их судьба разбросала в разные уголки России. Многие награждены правительственными наградами.
— Основной задачей людей, живущих в станице – это выращивание хлеба.
В степи под южным небом,
Мне хлеборобы как родня.
Они Россию кормят хлебом,
А это значит и меня.
Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев, прополка – все важно. А когда наступает пора жатвы, днем и ночью гудят в поле комбайны. Мчатся по дороге машины, груженные зерном. Нелегок труд земледельца, и неслучайно хлеборобов часто называют героями. Они действительно герои наших дней.
Но в нашей станице люди не только выращивают хлеб. Здесь живут люди и других профессий. Я давала вам задание: поговорить со своими родными и подготовить рассказы об их профессиях.
( Рассказы детей).
Чтобы наша станица росла и процветала дальше, мы, ее жители должны вести здоровый образ жизни.
Есть в Брюховецкой животноводы, врачи, учителя, продавцы. Каждый из нас не раз признавался в любви к своей станице, дарил ей добрые и светлые слова. Но никто так красиво не воспел нашу станицу, как поэты, живущие в ней. Это Владимир Нестеренко,
Я надеюсь, что и вы когда вырастите, будете приумножать славу нашей станицы, постараетесь, чтобы она была ещё лучше, ещё краше, ещё знаменитее.
Мы прибываем на последнюю остановку.
- Последняя станция «Наши мечты».
— Давайте с вами помечтаем, какой бы вы хотели видеть нашу станицу в будущем?
— А что вы, маленькие жители станицы, можете сделать, чтобы она была красивее, чище, краше?
(Ответы детей: следить за чистотой своего двора, содержать в порядке школьный двор, не бросать бумажки, мусор, сажать цветы, саженцы около домов, около школы)
- V. Итог урока.
-Вот и подошел к концу наш урок.
— На нем мы с вами постарались окунуться в историю нашей станицы: её прошлое и настоящее.
— Что для вас было интересно?
— Вы много знаете о родной станице, но я уверена, что после нашего урока, вы будете любить ее еще больше, беречь ее и гордиться тем, что вы являетесь ее жителями.
Спасибо, Ваши разработки отличное подспорье в проведении уроков.