8 лет назад
Урок кубановедения в 3 классе «Казачий фольклор»
Цель: познакомить с составляющими казачьего фольклора.
Задачи:
- пополнить словарный запас учащихся словами кубанского говора;
- развить интерес к изучению культуры родного края;
- способствовать сохранению казачьего фольклора;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине;
Ход урока
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна. Мне посчастливилось этот урок кубановедения провести вместе с вами.
-Ребята, я приехала к вам из станицы — Брюховецкой. Вот уже более двухсот лет стоит она берегу реки Бейсуг. Живут в нашей станице, как и во многих других потомки тех, кто создал мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные песни. И мы должны научиться хранить и передавать другим поколениям это драгоценное наследство.
— Ребята, а какое одно слово объединяет пословицы, поговорки, загадки, песни?
— Правильно, фольклор.
— А вы знаете, что слово фольклор пришло к нам из английского языка.
-А что означает слово «Фольклор»?
— В переводе с английского оно означает народная мудрость.
А в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово фольклор означает: «Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий».
— А как вы думаете, есть ли на Кубани свой фольклор, отличный от фольклора других регионов нашей страны?
— Кубань край самобытный, песенный, танцевальный, поэтому казаки не могли не создать свой фольклор.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Правильно! Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, кубанским казачьим фольклором.
— Работать мы с вами будем по группам, поэтому выберем лидера. Прежде чем дать ответ на вопрос, вы должны посовещаться в группе и прийти к единому мнению.
-За правильный ответ группа получает ленточку и привязывает ее к веночку. Сегодня мы будем ставить только хорошие оценки.
-Казачий фольклор очень яркий, живой, задорный. И, наверное, поэтому его можно представить в виде солнца. И мы с вами в этом сейчас убедимся.
-Ребята, а чего не хватает у нашего солнышка?
-Правильно, лучиков.
— Берем первый лучик. Что на нем написано?
(Пословицы и поговорки.)
Кубанцы считают, что «Речь без пословицы — все равно, что еда без соли». Давайте посмотрим, как это происходит.
-Вам наверное не раз приходилось слышать такие слова: «Кончил дело- гуляй смело».
— Как вы это понимаете?
— А как вы поймете такие слова: «Гуляй, да дила нэ забувай»?
— Что необычного в этих словах?
— Давайте попробуем произнести эту пословицу привычным для нас языком (Гуляй, но дело не забывай).
— Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, говоре. Этот говор появился от смешения двух языков русского и украинского. И он стал понятен и украинцам и русским, которые приехали жить на Кубань. Учёные сейчас говорят, что наши предки «балакали».
-А, значит, как называется этот говор? (балачка)
— Кубанский говор прослеживается и в следующей поговорке.
«Очи бояться, а руки роблять»
-Что она обозначает? (Глаза боятся, а руки делают).
— Давайте посмотрим, как отличаются пословицы и поговорки друг от друга на кубанской балачке и на привычном для нас языке.
— Вот начало известной вам пословицы: Что упало -… продолжите её —то пропало.
— А вот как она звучит на кубанском говоре: Що з воза впало, то пропало.
— Поработайте над пословицами в группах: у вас лежат желтые карточки, на них написаны пословицы на современном языке и кубанской балачке. Соедините стрелочками значения пословиц и поговорок.
— Итак, проверяем. Один из группы читает на балачке, другой — на современном языке.
Кубанские пословицы и поговорки | Русские пословицы и поговорки |
1. Богато будешь знать, рано состаришься. | У страха глаза велики. |
Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы. | Много будешь знать, скоро состаришься. |
Яка мамка, така и лялька.
|
Готовь сани летом, а телегу зимой. |
4. У страха глаза, шо плошки, а не бачат ни крошки. | Не будет скуки, если заняты руки |
5. И нашим и вашим за рупь спляшем. | И нашим и вашим. |
6. Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу. | Яблоко от яблони не далеко падает.
|
-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Оцените свою работу. У кого нет ошибок ставит — 5, у кого одна ошибка — 4. И повяжите на свои веночки ленточки за правильный ответ.
У меня в руках второй лучик.
Но какой-то он необычный.
— Посмотрите, здесь задания.
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка).
Висит, телепается,
Всяк за него хватается.
(Рушник).
— Вот какой загадочный лучик.
— Какой жанр за ним спрятался? (Загадка)
— Как вы определили, что это загадка? (Надо отгадать предмет по его описанию.)
— Отгадайте ещё несколько кубанских загадок.
Новая посудына, а уся в дырах. (Дуршлаг)
Жовтый шар сыпэ жар.(Солнце.)
Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. (Забор)
Жидкэ, а нэ вода, билэ, а нэ снег. (молоко)
-Молодцы, вы все правильно отгадали. Повяжите еще одну ленточку на веночек.
Третий лучик «Песни».
— Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.
— Ребята, а когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)(за ответ раздаю ленточки)
— Даже гимн Кубани — это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником Константином Образцовым во время военного похода.
— Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем несколько отрывков из кубанских казачьих песен.
Звучат записи песен + видео.
— Какая это песня по характеру?
-Как вы догадались?
— Слушаем следующую песню.
-А это о чем песня?
— В чьём исполнении прозвучали песни? (В исполнении Кубанского казачьего хора.) (ленточки)
— Верно.
-Кто является руководителем хора? (Виктор Гаврилович Захарченко).(ленточки) Кубанский казачий хор знают и любят не только в России, но и за рубежом. Мы должны гордиться тем, что живём в одном крае, с руководителем хора, с его артистами – людьми, которые несут традиции кубанского казачества далеко за пределы нашей Родины.
Четвертый лучик.(Физминутка.)
— Прочитайте его название. («Плясовые припевки».)
— Суть этого жанра кроется в самом названии. Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и танцевали.)
— Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет».
— Предлагаю вам выучить и исполнить одну такую припевку. Послушайте слова и запомните движения.
На носок, на каблучок
Так танцуют казачок. -2 раза
И кружитесь, не ленитесь.
Когда надо, поклонитесь,
(Дети поют и танцуют.)
— Молодцы! У вас хорошо получается. Теперь садитесь.
Пятый лучик «Сказки».
Читаю сказку о казаках.
Казак и птицы.
Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко. Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти.
Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.
Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.
С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно сыпать. Так весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.
Вот пришла пора посевной. Глядит Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята — бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.
Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.
А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.
— Прослушав сказку ответьте:
— почему Сашко удалось собрать богатый урожай?
-почему птицы помогли Сашко?
— Ребята за один урок невозможно прочитать все казачьи сказки. Поэтому я познакомлю вас с книгами, в которых вы можете найти и прочитать казачьи сказки.
Выставка книг на слайде.
Шестой лучик (Частушки)
-Отгадайте, о чем этот лучик. Читаю частушку.
Говорят, что я певунья
Это правда, не таю.
Много песен я пропела
Еще больше пропою.
— Что это за стихи? (Частушки.)
— Как исполняют частушки? (Их поют.)
-У вас на партах голубые листочки. Прочитайте, что на них написано.
1.В саду выросла берёза –
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.
- На окошке два цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
3.Если б не было луны,
Не было б и неба,
Если б не было земли,
Не было б и хлеба.
- Мы с веселой песней дружим,
По казачьи говорим,
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
— Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.
— У каждой группы своя частушка. Вы все вместе читаете частушку, потом мы споем ее под музыку.
-Молодцы! У вас хорошо получилось.(раздаю ленточки)
Седьмой лучик.(Танцы)
— Что на нём написано? («Танцы».)
— Посмотрите танец в исполнении детского образцового ансамбля народного танца «Богатица».
— Какой танец мы увидели? (Казачий)
— Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам: папахи, расшитые рубахи.)
— Как вы думаете, легко ли танцевать такие танцы?
— Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.( ленточки за ответы)
Восьмой лучик «Фразеологизмы» (запас)
-Ребята, вы не раз слышали в нашей речи фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: Клевать носом – спать. У вас на партах на розовых листочках написаны фразеологизмы. Найдите значение этих высказываний на нашем языке.
Бай дуже | (ничему не верит) |
Забить клин | (все равно) |
Бисова нивира | (бездельничать) |
Бить байдыки | (закончить работу) |
Спит и курей бачит | (чутко спит) |
— Вот мы с вами и рассмотрели все жанры фольклора.
— Кто запомнил, что такое фольклор?
— О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)
Правильное, уместное использование пословиц, поговорок, загадок придает нашей речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.
Итог.
— Возьмите зеленые листы.
— Соедините отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.
Хоть с хаты тикай Сказка
Нэлае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. Плясовая припевка
Где кто родился – там и пригодился. Поговорка
Трам, там, тада – рада,
Танцевать красиво надо.
Топну так, топну так, —
Так танцуют наш гопак. Загадка
Хутор наш на самом берегу Кубани-матушки стоит.
Весной, когда идет с гор вода, река под самые сады
подходит.
Пословица
Рефлексия.
-Посмотрите какое красивое, яркое солнце у нас получилось.
— Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно с вами работать.
— На ваших столах лежат лучики. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.
-Прикрепите лучики к нашему солнышку.
— Посмотрите, какое яркое получилось солнышко, совсем как казачий фольклор — колоритный, живой, задорный.
Кубанские пословицы и поговорки | Русские пословицы и поговорки |
1. Богато будешь знать, рано состаришься. | У страха глаза велики. |
Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы. | Много будешь знать, скоро состаришься. |
Яка мамка, така и лялька.
|
Готовь сани летом, а телегу зимой. |
4. У страха глаза, шо плошки, а не бачать ни крошки. | Не будет скуки, если заняты руки |
5. И нашим и вашим за рупь спляшем. | И нашим и вашим. |
6. Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу. | Яблоко от яблони не далеко падает.
|
Кубанские пословицы и поговорки | Русские пословицы и поговорки |
1. Богато будешь знать, рано состаришься. | У страха глаза велики. |
Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы. | Много будешь знать, скоро состаришься. |
Яка мамка, така и лялька.
|
Готовь сани летом, а телегу зимой. |
4. У страха глаза, шо плошки, а не бачать ни крошки. | Не будет скуки, если заняты руки |
5. И нашим и вашим за рупь спляшем. | И нашим и вашим. |
6. Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу. | Яблоко от яблони не далеко падает.
|
1.В саду выросла берёза
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.
1.В саду выросла берёза
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.
2.На окошке два цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
2.На окошке два цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
3.Если б не было луны,
Не было б и неба,
Если б не было земли,
Не было б и хлеба.
3.Если б не было луны,
Не было б и неба,
Если б не было земли,
Не было б и хлеба.
- Мы с веселой песней дружим,
По казачьи говорим,
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
- Мы с веселой песней дружим,
По казачьи говорим,
Хорошо живем не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
Бай дуже | (ничему не верит) |
Забить клин | (все равно) |
Бисова нивира | (бездельничать) |
Бить байдыки | (закончить работу) |
Спит и курей бачит | (чутко спит) |
Бай дуже | (ничему не верит) |
Забить клин | (все равно) |
Бисова нивира | (бездельничать) |
Бить байдыки | (закончить работу) |
Спит и курей бачит | (чутко спит) |
Бай дуже | (ничему не верит) |
Забить клин | (все равно) |
Бисова нивира | (бездельничать) |
Бить байдыки | (закончить работу) |
Спит и курей бачит | (чутко спит) |
Бай дуже | (ничему не верит) |
Забить клин | (все равно) |
Бисова нивира | (бездельничать) |
Бить байдыки | (закончить работу) |
Спит и курей бачит | (чутко спит) |
Хоть с хаты тикай
|
Сказка
|
Где кто родился – там и пригодился. | Поговорка
|
Нэлае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. | Плясовая припевка
|
Трам, там, тада – рада,
Танцевать красиво надо. Топну так, топну так, — Так танцуют наш гопак. |
Загадка
|
Хутор наш на самом берегу Кубани-матушки стоит.
Весной, когда идет с гор вода, река под самые сады подходит.
|
Пословица
|
Хоть с хаты тикай
|
Сказка
|
Где кто родился – там и пригодился. | Поговорка
|
Нэлае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. | Плясовая припевка
|
Трам, там, тада – рада,
Танцевать красиво надо. Топну так, топну так, — Так танцуют наш гопак. |
Загадка
|
Хутор наш на самом берегу Кубани-матушки стоит.
Весной, когда идет с гор вода, река под самые сады подходит.
|
Пословица
|