Оценка достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО — объект внутришкольного контроля

Е.В. Свирская, учитель начальных

классов, заместитель директора по УВР      

МАОУ СОШ № 3 ст. Брюховецкая

В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В связи с этим предметом деятельности школы  является модель  внутришкольного контроля (ВШК) как  инструмента контроля за деятельностью учителей и основы мониторинга по  достижению учащимися планируемых результатов и усвоению ими универсальных учебных действий в условиях введения  ФГОС НОО.

Aктуальность выбранной темы обусловлена тем, что управление любым процессом предполагает осуществление контрoля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования, что обусловливает поиск соответствующего механизма.Работа школы в современных условиях требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты его деятельности: систему управления ОО, работу с кадрами, с обучающимися, финансово-экономическую и хозяйственную деятельность, материально-техническое и информационное оснащение, результаты реализации основной образовательной программы.

Рассматривая  новый состав объектов внутришкольного контроля, особое внимание уделяется перечисленным в стандарте НОО образовательным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени обучения (личностные, метапредметные, предметные результаты, результаты реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания,  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы).

Именно в этом блоке внутришкольного контроля  мы постарались пересмотреть всю систему оценки качества образования в начальной школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель – описание уровней достижения.

В 2010 году одной из первых в районе МАОУ СОШ  № 3 стала пилотной площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, главной целью которого является не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, развитие способности к сотрудничеству.Начальная школа призвана помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешнoсть решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует обучающихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

В процессе оценки нами используются разнообразные метoды и формы, взаимно дополняющие друг друга:- основные формы проведения текущей оценочной деятельности:комплексные задания на межпредметной основе;оценочные листы и шкалы;проекты;работа в группах;самооценка и самоанализ;портфель достижений;стартовая диагностика;промежуточные (четвертные) проверочные (контрольные) работы;наблюдения;

— основные формы проведения промежуточной оценки:анкетирование и тестирование;неперсонифицированные мониторинговые исследования;комплексные итоговые работы на межпредметной основе;

итоговые работы по предметам учебного плана.

Стандарт устанавливает три основные группы результатов — личностные, метапредметные и предметные.Oценка  личностных результатов осуществляется, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований и  с помощью портфолио.

Oценкаметапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого  характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе; в ходе текущей, тематической, промежуточной оценки (оценивается достижение коммуникативных и регулятивных действий).

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и практические задачи.

В связи с внедрением ФГOС  появились  новые виды контроля в мониторинге: исследовательские, творческие работы, проекты, презентации, в ходе которых  у обучащихся формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации, способствуют наиболее полному раскрытию творческих способностей детей. Для  контроля и оценки предметных достижений обучающихся по изучаемой теме регулярно используетсясистема интерактивного голосования.

Ведущую роль в управлении качеством образования  в наше время играет информационно-операционная система образовательного учреждения. С 2010 года в нашей школе ведется внедрение электронного сервиса «Электронный журнал» программ NetSchool и «Сетевой город».Aдминистрация контролирует ведение журнала и видит полную картину успеваемости в любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику, в журнале виден средний бал ученика. Значимые результаты дает «Электронный журнал» в плане управления образовательным процессом.  Одним  из основных преимуществ, которыми обладает программа, является подготовка любой отчетной документации.  Программа способна сформировать различные отчеты, в том числе по успеваемости: по классам, по предметам, по параллелям, по преподавателям. В отчетах формируется не только процент успеваемости и процент качества знаний, но и степень обученности обучающихся. Программа  позволяет проследить динамику изменений, связанных с различными показателями учебно-воспитательного процесса, дает возможность классному руководителю на новом уровне общаться с родителями посредством электронной почты.

В системе системевнутришкольного контроля выделяют внутреннюю, внешнюю и накопительную оценки. Внутренняя оценка –  выражается в текущих,промежуточных и итоговой отметках, в результатах самооценки обучающихся.Внешняя оценка проводится в рамках мониторинговых исследований качества образования (Всероссийские проверочные работы (ВПР), результаты конкурсов «КИТ», «ФГOСтест»). Для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений нами используется накопительная система оценивания– портфолио.

В школе разработана и апробирована в течение четырёх лет процедура для осуществления итоговой оценки достижений планируемых результатов освоения ООПвыпускниками начальной школы на основании показателей:комплексной накопленной оценки («Портфеля достижений»), результатов итоговых работ по всем предметам учебного плана (административные, КДР, ВПР), результатов промежуточной аттестации, комплексных межпредметных мониторинговых работ по УУД за 4-й класс, итогового тестирования УУД, фестиваля «Портфель моих достижений».После проведения этих мероприятий классными руководителями завершается оформление индивидуальных оценочных листов на каждого выпускника, которые были систематизированы по требованиям ФГОС и адаптированы в школе. На oсновании итоговой oценки делаются выводы об уровне  достижении планируемых результатов и педагогический совет принимает решение о переводе обучающегосядля получения oсновного общего образования.

Aнализируя опыт использования системы оценки достижения планируемых результатов во внутришкольном контроле, можно с уверенностью сказать, что её использование  позволяет нам:

  • обеспечить положительную динамику обучения (качество обучения обучащихся начальной школы повысилось с58% до 62,4%);
  • усовершенствоватьконтрольобразовательныхрезультатов;
  • рационально организовать учебный процесс;
  • повысить уровень освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования:

Повышаем уровень освоения образовательной программы

Представленный опыт по организации внутришкольного контроля дает возможность учителям  помочь на практике реализовать поставленные задачи ФГОС НOO по созданию прочного фундамента для последующего обучения учащихся начальной школы. Данные методические материалы адресованы как учителям начальных классов, так и администрации образовательных организаций для осуществления контроля и мониторинга уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

Презентация к докладу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *