Классный час по теме: Правила говорящего

Цель — обобщить знания учащихся о вербальных и невербальных средствах общения,

показать роль речи в разных видах общения, учить культуре разговора.

  1. Весёлая викторина

(цель — обобщить сведения о средствах выразительности нашей речи).

Сейчас мы будем играть и соревноваться. (Разделить детей на 2 — 3 команды.)

  1. Игра «Кто больше назовёт слов приветствия и прощания».
  2. Игра «Пожалуйста, потише». Какая команда тише всех передаст просьбу (смешную)

учителю от первого игрока последнему.

  1. Игра «Угадай по голосу». Дети одной команды закрывают глаза, представители двух

других команд по очереди говорят 1-2 предложения или стихотворную строку.

  1. Послушайте несколько вариантов звучания слова «Молодец!» в магнитофонной записи. Определите тон произнесения и его значение. Приведите примеры ситуаций

(случаев), когда мы произносим это слово тем или другим тоном:

а) слово «Молодец!» произносится радостным, довольным тоном, выражающим

похвалу, удовлетворение, поощрение;

б) произносится сердитым, недовольным тоном, с оттенком обиды, выражает не-

довольство, неодобрение;

в) произносится с насмешкой, с оттенком укора, упрёка…

  1. Послушайте скороговорки. Какие звуки в них повторяются? Научитесь быстро про-

износить одну из них (скороговорки читаются дважды).

Все бобры добры до своих бобрят.

Ткач ткёт ткани на платок Тане.

Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

  1. Послушайте стихотворение. Какие звуки повторяются в нем часто? Как изменяется

громкость чтения стихотворения и почему?

Была                     И вот уже дождик                   Наверно,

Тишина,               Тихонько —                               Сейчас

Тишина,               Ты слышишь?-                         Барабанить

Тишина…              Закрапал,                                 Он станет…

Вдруг                     Закрапал                                 Уже

Грохотом               Закрапал                                 Барабанит!

Грома                    По крыше                                Уже

Сменились                                                             Барабанит!

Она!

(А.Шибаев.)

О каких средствах выразительности нашей речи мы вспомнили?

(громкость, темп, тембр, интонация).

 

  1. Язык- средство общения.

Речь помогает нам общаться, вместе учиться и играть, понимать друг друга, влиять

на поступки людей, поддерживать других, тайна человеческого общения состоит в том,

чтобы догадываться о несказанном, уметь воспринимать услышанное…

Речь помогает не только узнавать новое, сообщать что-то, делиться мыслями и

чувствами, но и воздействовать на других людей, если надо, предупреждать, утешать.

Язык — орган, средство общения

|    |

Друг______|    |_________Враг

Если

  1. Помогаешь 1. Ругаешься, бранишься, оскорбляешь
  2. Сочувствуешь, 2. Предаешь

утешаешь

  1. Радуешься… 3. Сплетничаешь, наушничаешь…

Методическое указание: (если дети затрудняются в понимании пословиц, замените примерами из жизни о роли слова).

Прочитайте пословицы о языке. Как вы понимаете их значение? Распределите пословицы по группам:

————> сооощает

————> обогащает

————> воспитывает

слово —

————> влияет

————> помогает

————> успокаивает

Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает (пожинает).

Не пройми копьём, пройми языком!

Слово горы ворочает.

Язык до Киева доведёт.

В чужой беседе всяк ума купит.

Слово пуще стрелы разит.

С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.

Доброе слово сказать — посошок в руку дать.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброе слово дом построит,

А злое слово разрушит.

Доброе слово окрыляет.

Слово — ключ, которым открывают сердца.

Недоброе слово больней огня жжёт.

III. Правила Говорящего.

  1. Мы вместе с вами попробуем их определить:

Послушайте стихотворение. Определите его тему и основную мысль. Каким тоном говорил докладчик Вова? Как слушали ребята Вову и почему? Как надо выступать, чтобы

тебя слушали?

                                                 Скучный Вова.

Знают ребята,                                             С очень серьёзным

Что ежели Вова                                          Докладом.

Просит вожатого

Дать ему слово,                                          Строгие взгляды

Значит, сейчас он                                       Бросая на нас,

Достанет конспект —                                   Вова доклад свой

Длинный-предлинный,                              Докладывал час!

Как Невский проспект?

Голосом мерным,

Вот и сегодня он                                         Скрипучим, тягучим

Перед отрядом                                            Он говорил, говорил,

Выступил                                                      говорил…

Всем надоел он,                                            Голосом мерным,

И всем он наскучил,                                     Тягучим, скрипучим,

Всех он                                                          Хоть бы словечко

Докладом своим                                           Промолвил с огнём,

Уморил?                                                        Что мы «изучим»

Да что мы «поручим»,

Кто-то Гайдара                                              Что «проработаем»,

Читает украдкой,                                           Что «провернём» —

Крышку на парте

Поставив ребром;                                          Всё доложил

Кто то, склонившись                                     Обстоятельный Вова,

Над обшей тетрадкой.                                   Глядя

Страшные рожи рисует                                В свой длинный-предлинный

пером.

Слышится                                                       Конспект.

Тоненький-тоненький

Храп —                                                              Правильно всё!

Кто-то уснул,                                                  А вот слова живого,

Пересевши за шкаф.                                       Мысли живой

У докладчика нет!

Вове -докладчику                                            Что же является

Храп не мешает,                                              темой доклада?

Вова — докладчик                                             «Как оживить нам

Доклад продолжает.                                         Работу отряда?»

(Владимир Лифшиц.)

  1. Анализ стихотворения.

Почему так называется? Над чем смеётся автор? Какую роль лучше использовать в

подобных случаях?

                                          Увлекательная речь.

На заре проснулся Боря                                       Он откашлялся и начал:

И решил, что скажет речь                                 — Птицы кружат у крыльца…

Нужно выступить на сборе.                              Наша главная задача —

Нужно всех ребят увлечь.                                  Сделать вывод из скворца!

Снег растаял на дорожке.                                 Но листку, как по шпаргалке,

                  На орешнике серёжки                                        Он твердит о жизни птиц.

В жёлтом облачке пыльцы.                               У него грачи и галки

Скоро явятся скворцы.                                       Занимают семь страниц.

«Нужно, — скажет он ребятам, —                      Предлагает он ворон

Сделать домики пернатым «.                           Охватить со всех сторон,

А весёлую синицу

Он бы выступил на сборе                                  Он берёт за единицу.

Горячо, от всей души,

Но сестра сказала Боре:                                   Домик он зовёт строеньем,

— Речь в тетрадку запиши                                Называет зоной лес —

И запомни: для доклада                                    Ведь такие выраженья

Трудных слов побольше надо.                          Придают докладу вес!

Говорит он длинно, гладко-

Говорить ты должен гладко.                         Весь отряд зевает сладко,

Чтоб казаться поумней.                                 И не хочется ребятам

И Борис берёт тетрадку.                              Делать домики пернатым.

Речь записывает в ней.

Наконец-то речь готова,

И докладчик, просит слова.                               (А. Барто.)

(Учитель выберет, какое стихотворение будет более понятно детям его класса).

Конечно, чтобы увлечь ребят, нужно было не доклад читать, а от души поговорить.

Правило 1: Говорите кратко, ясно, убедительно.

Правило 2: Говорите спокойно, не повышая голоса, но выразительно.

                                               Кто что мелет?

Мельники мелют зерно жерновами.   Но однако мы никак не поймём:

Перец в горошинах мелем мы сами.   Что это мелет болтун языком?

О.Дриз.

 

 

СИЛЬНОЕ КИНО                                                               

 

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

 

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она – им раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

 

А. Барто

Как ты думаешь, поняла ли сестра брата?

Послушайте пословицы.

— Как вы понимаете их смысл?

-Подходят ли они к стихотворению А. Барто «Увлекательная речь», «Сильное кино»,

В. Лифшица «Скучный Вова»?

Мелет день до вечера, а слушать нечего.

Красно говорит, а слушать нечего, —

Хорошую речь хорошо и слушать.

— О ком так говорят? Кого называют болтуном? (вспомните стих. «Болтунья»).

Правило: 3. Говорите содержательно.

Лишние слова.

  1. А теперь послушайте песенку «Радио-няни». Подумайте, как её можно назвать

(озаглавить). Кратко (одним предложением или словом) запишите содержание каждой

части песенки во время слушания.

(можно инсценировать, или привлечь детей к чтению.)

Лишние слова.

Видит как-то гражданин,

Что сарай горит.

Он звонит по 01,

Срочно сообщает:

-Яне знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться.

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить —

Всё уже сгорело.

Припев:    

Лишние слова,

Лишние слова

Говорить не будем.

В ерунде такой

Пользы никакой

Ни себе, ни людям.

— Как проехать на вокзал? —

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

— В общем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто, тут рукой подать,

Говоря короче.

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе…

Вы проехали давно,

Возвращаться нужно!

Припев.     

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошёл

И коту заметил:

-Вы, Василий, не того…    

Знаете ли, бросьте!

Не для вас, для одного,

Будут, значит, гости…

В общем, я сказать хотел,

Что терпеть не стану!..

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

                                               Припев.

 

Правило: 4. Не употребляйте лишних слов.

Домашнее задание:

Понаблюдайте за своей речью, речью товарищей. Какие лишние слова вы заметили

в речи? Постарайтесь сами не употреблять таких слов без надобности и помогите друзьям

избавиться от лишних слов.

(Лишние слова: ну, вот, яга, угу, Э, как говорится, так сказать).

  1. Излишне не жестикулируйте.

При слушании нам о многом могут рассказать жесты говорящего.

Послушайте рассказ (посмотрите сценку).

По каким названным в нем жестам говорящих учитель понял, что отвечающие

не знают урока?

Синхронно.

— Башмакова, расскажи нам о животном мире Австралии, — предложил учитель.

— Животный мир Австралии… — сказала Башмакова и почесала подбородок.

— Прокофьева, помоги подруге, — сказал учитель.

— Животный мир Австралии… — сказала Прокофьева и почесала подбородок.

— Ну, Башмакова, каких животных ты помнишь?

— Я помню животных… — прошептала Башмакова и подняла глаза к потолку.

— Прокофьева, а ты?

— Я помню животных… — тоже прошептала Прокофьева и подняла глаза к потолку.

Кто такие сумчатые, знаешь?

— Сумчатые, это… — Башмакова посмотрела в окно,

— Сумчатые, это… -посмотрела в окно и Прокофьева.

— Плохо, подружки! — сказал учитель. — И почему это каждый раз так бывает — если Башмакова у доски плавает, то и Прокофьева от нее не отстает?

— Так мы же ходим в секцию синхронного плавания, — со вздохом сказали Башмакова и

и Прокофьева.

(Виктор Верижников, ж. «Костер», 1985, № 12, с. 40)

Правило 5.   Не пользуйтесь лишними жестами!

Синхронный — осуществляющийся одновременно, совпадающий во времени.

Синхронное плавание — женский вид спорта — согласованные движения в воде с элементами балета, гимнастики и акробатики.

Итог занятия.

С какими правилами ведения разговора мы познакомились.

Назовите их. Приведите примеры.

Дополнения учителя.

Помните? Слишком быстрая речь и очень медленная утомляют.

Не искажайте свой родной язык.

Следите за тоном разговора.

Если вы хотите вступить в разговор или что-то добавить, попросите разрешения:

«Разрешите мне добавить», «Извините, что перебиваю…»

Выбирайте дистанцию, нельзя разговаривать с дальнего расстояния.

Нельзя из себя строить всезнайку, уважайте мнение других. Избегайте излишней говорливости. И вы будете прекрасным собеседником.

Успехов вам, ребята!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *