8 лет назад
Выступление Киселевой Л.М. на методическом объединении
Районное МО учителей начальных классов
Тема: «Работа с одаренными детьми»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития учащихся. Особое место среди других детей занимают одаренные дети. Их результаты в обучении становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают ее рейтинг среди других учебных заведений.
Что же такое одаренность? Как ее разглядеть у ребенка? Как развить?
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.
По теории Дж. Рензулли, одаренность — есть взаимодействие трех групп человеческих качеств:
- интеллектуальные способности превышают средний уровень;
- высокая мотивация деятельности;
- высокий уровень креативности (способности к творчеству).
Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности.
Ребенок с высокими интеллектуальными задатками может родиться в любой семье, но не всегда данные задатки могут быть реализованы. Развитие задатков зависит от окружающей среды – социума (семьи, класса, школы и др.).
Известно, что число одаренных детей при переходе из класса в класс значительно снижается.
Динамика по годам числа одаренных детей от общего количества (%)
7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет
60-70% 30-40% 15-20%
Каждому учителю необходимо знать и понимать, что среди его учеников обязательно есть одаренные дети.
Из них сверходаренные составляют – 0,01%, высокоодаренные дети – 2-3%, собственно-одаренные – 15-25%.
При работе с одаренными детьми необходимо знать, что они обладают особым типом обучаемости, он может проявляться, как в более высокой скорости и легкости обучения, по сравнению с другими детьми, так и в замедленном темпе обучения. Часто таких детей в начальной школе считают слабо обучаемыми.
Наиболее эффективными формами работы с одаренными детьми является обучение по индивидуальным программам в зоне его ближайшего развития. При составлении таких программ используется стратегия ускорения – обучение с опережением, с нарастающей скоростью.
Альтернативная ей стратегия – обогащения. Различают «вертикальное» и «горизонтальное» обогащение.
«Вертикальное» обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и его иногда называют ускорением. «Горизонтальное» обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний, при нем эффективно развивается мышление, креативность, умение работать самостоятельно.
Такими методиками работы с одаренными детьми пользуются часто интуитивно самые высокопрофессиональные учителя.
При работе с одаренными детьми необходимо использовать современные педагогические и компьютерные технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- технология проблемно-развивающего обучения;
- технология проектно-исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология самостоятельной деятельности.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие — одно из важнейших аспектов деятельности школы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.
Этой задаче я уделяю большое внимание. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.
Основные формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- участие в олимпиадах и конкурсах;
- предметные недели;
- Дни науки;
- кружки по интересам;
- работа по индивидуальным планам.
В своей работе я использую следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- работа в малых группах,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- задания творческого и нестандартного характера.
Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели, где у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовили и проводили «Математический КВН», познавательную игру «В стране дорожных знаков», «Путешествие по математическому царству», конкурс эрудитов «Шаг во Вселенную».
Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
В классе разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня (грамоты, размещение достижений учащихся в классном уголке).
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они помогают выявить наиболее способных и одаренных детей.
Я уделяю особое внимание подготовке учащихся к олимпиадам.
Результаты деятельности школьников.
2013 – 2014 уч. год
Международный конкурс «Кенгуру» – Гончаренко Валерия, 1 место в районе, победитель
Всероссийский конкурс «Инфознайка» — Степанова Дарья и Лабинцева Лилия, победители
2011 – 2012 уч. год
Региональная олимпиада в г. Славянске-на-Кубани:
математика – Лабинцева Лилия, IX место
Викторина по кубановедению – Тарасенко Юния, победитель
2014 – 2015 уч. год
Районные олимпиады:
русский язык – Степанова Дарья, победитель
Тарасенко Юния, призёр
литературное чтение – Тарасенко Юния, призёр
Степанова Дарья, призёр
Пасеченко Иван, призёр
Школьные олимпиады:
русский язык – Степанова Дарья, победитель
Кулыга Полина, призёр
Тарасенко Юния, призёр
литературное чтение – Степанова Дарья, победитель
Тарасенко Юния, призёр
Пасеченко Иван, призёр
Таким образом, все заявленные на олимпиады учащиеся показали хорошие результаты. Это и есть результат моей работы с одарёнными детьми.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.