9 лет назад

Автор — учитель начальных классов Шумейко Т.А.
Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о жизни и быте кубанцев.
Оборудование: стол накрытый кружевной скатертью, рушник, салфетки (вышитые), фотографии с изображением казака и казачки в национальных костюмах, деревянные ложки, миска, кувшин (глиняные), таблички со словами (старославянские), портреты:
— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Вы уже обратили внимание на предметы быта казаков, которые стоят на столе, покрытом кружевной скатертью. Где вы уже видели эти предметы?
— Обратите внимание на доску и прочтите слова, (Слайд 1)
« Помни брат, что указ Дружба – обычай;
Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон.»
— Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить на нашем уроке?
— Правильно, ребята. Сегодня мы обобщим знания о том, какие особенности труда и быта характерны для жителей Кубани. Вспомним людей, которые прославляли своими открытиями и трудом наш край.
— А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое. И путешествовать будем на том виде средств передвижения, которое использовалось казаками.
— А на чём ездили казаки? (Слайд 2)
— Что из себя представляла бричка?
Физ. минутка.
III. Повторение.
— Первая наша остановка на станции под названием «Быт жителей родного края».
— Подъехали к тихому хуторку. Что же мы видим? (Слайд 3)
— Как раньше назывались дома?
— Из чего строили казаки хата?
— А из чего делали саман и что это такое?
— Чем были покрыты хаты казаков?
— Постройки домов были разные. Кто жил побогаче, строили большие дома из кирпича, крытые железом или черепицей.
— Над крышами домов столбом вьётся дым. А почему? (Слайд 4)
-Для чего служила печь?
— Правильно, ребята. Не зря в старой казачьей пословице говорится:
«Печь – царица в доме». (Слайд 5)
Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. Все гости, которые заходи в дом, крестились на правый угол, где находились иконы, убранные вышитым рушником, такие же рушники развешивались по стенам для украшения, вышивались салфетки, скатерти, занавески. (Слайд 6)
— А кто из вас помнит из рассказов, а может быть у вас дома, есть вышитые предметы, какие были вышивки?
— Оглянитесь вокруг, что вы видите в хате?
— По середине стоял большой деревянный стол, по бокам стен стояли лавки, на которых сидели и могли спать.
— Обратите внимание на пол, какой он был раньше и какой сейчас.
— Правильно. Пол в хате у бедного казака был земляной, иначе называли его «долывка», по субботам его смазывали коровьим навозом, чтобы крепче держался.
У казаков побогаче, пол был тёсанным, покрытый долготканными дорожками.
— В каждом доме была «горка» — посудный шкаф, где хозяйка с гордостью выставляла наиболее ценную и красивую посуду.
— Какую посуду вы видите на нашем столе? (Слайд 7)
Глечик – сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.
Макитра – крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.
Миска – посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина – казак, отец семейства.
— Из чего была первая посуда?
— Была посуда праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла, или глиняная посуда украшенная керамикой.
— От порога до печки по всей стене вбиты крупные гвозди для одежды. Лишь выходная одежда хранилась в сундуках.
— Посмотрите на фотографию казака и казачки. (Слайд 8)
— На голове казака кубанка – головной убор, на нём одет бешмет – рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень — украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаровары и сапоги.
Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спедницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.
Замужние женщины носили платок на голове или шлычки – на волос собранный в узелок одевалась шапочка.
-Хороша изба, но если казак не трудится, то семья останется голодной.
— Садимся в брички и поедим по родному краю, посмотрим, чем заняты казаки.
Физ.минутка
— Основным промыслом казаков было животноводство. (Слайд 9)
— Каких животных держали казаки?
— Что получали от этих животных?
— Охота на диких животных, пчеловодство и скотоводство играли важную роль в жизни людей.
— Краснодарский край омывает два моря, какие?
— Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.
В этих водах водилось много рыбы.
— Какие виды рыб вы знаете?
(Дидактическая игра)
Названия морских и речных рыб: (все вперемешку) сельдь, тарань, хамса, лещ, ставрида, окунь, щука, сазан. (Слайд 10)
— Представьте, что после удачной рыбалки казак принёс свой улов рыбы, помогите хозяйке разобрать морскую и речную рыбу по корзинам.
— Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.
Какие зерновые культуры выращивали на Кубани? (Слайд 11)
— Деревянной сохой, казаки вспахивали землю, бороной (в виде грабель) разравнивали землю, а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.
— Ребята, а вы знаете, кто первым занялся рисосеяньем? Дмитрий Жлоба. Это наш земляк. И следующая станция о выдающихся людях края.
Сейчас мы возвращаемся обратно домой. Вы слушали, играли, отвечали на вопросы. А теперь скажите, что особенно запомнилось вам из нашего путешествия?
Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.
(Звучит гимн Кубани)