Единый классный час «Семья и отечество»

Классный час: Семья и Отечество

Цель:

создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества.

Задачи:

  1. Способствовать формированию положительного отношения к семье, дому.
  2. Расширить представление о семье, добре, любви к ближнему.
  3. Способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью
  4. Формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества)
  5. Совершенствование умения доказывать, обобщать, делать выводы
  6. Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка.

Оборудование:

выставка рисунков «Моя семья», нарисованный дом, кирпичики, плакат «Семья вся вместе – душа на месте».

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н. Толстой.

Организация класса.

  • Улыбнёмся солнышку, дадим друг другу руку – поднимем настроение себе и другу.
  • Подайте руку соседу и пустим по кругу искорку хорошего настроения.
  • Тема нашей сегодняшней встречи обозначена ребусом : 7Я (семья).

Тема классного часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Звучит тихая музыка

Учитель: (слайд 2)

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

(Слайд 3 — «7 Я – моя радость».)

Как вы думаете, почему слово «семья» состоит из семи «я». Как появилось слово «семья»?

(Слайд 4)

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, Богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приласкает? Украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя?»

«Я, я, я» — Ева молвила: «Я».

Сказала она знаменитых семь я,

И так на земле появилась семья.

— А сейчас закройте пожалуйста глаза и попытайтесь представить.

Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем неспеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенными хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…

(Слайд 5)

 

Откройте глаза.

— Вам понравился этот дом? А чем он Вам понравился?

 

— Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

(Слайд 6)

 

— Послушайте стихотворение Л. Сусловой.

 

А дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже люстра над столом, — еще не дом.

И на окне с живым цветком — еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

 

— Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова — характеристики.

Дети работают под музыку.

 

Учитель: Посмотрите на доску. На ней — силуэт дома, символ семейного очага..

Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семье и прикрепить свою ладошку на силуэт дома, наполнить его своим теплом.

(Слайд 7)

 

— Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

(Слайд 8)

 

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

 

Ведущий: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, которое есть в душе каждого человека — это любовь к своему Дому. (Слайд 9)

 

В современной песне поется: (Песня «Родительский дом»)

 

Родительский дом- начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

 

— Думаю, вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда ждут, поймут, посочувствуют и поддержат?

(Слайд 10)

— Инсценировка сказки В.А. Сухомлинского «Лепесток и цветок”

 

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

— Ты кто? — спрашивает Муравей.

— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.

—       Почему погиб лепесток? (Слайд 11).

 

Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.

 

— Предлагается игра «Если я один дома”. Выбирается ведущий. Он бросает мяч по очереди кому-либо из детей. Кто поймал мяч, тот называет занятие, которым он занимается в отсутствие родителей. (Учитель обращает внимание всех игроков на хорошие, полезные дела детей дома, когда они находятся одни).

 

(Слайд 12)

—  Послушайте стихотворение об одном мальчике, который оказался в пустой квартире; учитель просит обратить внимание на то, что он делал.

Агния Барто

В пустой квартире.

Я дверь открыл своим ключом.

Стою в пустой квартире.

Нет, я ничуть не огорчен,

Что я в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!

Могу я делать, что хочу, —

Ведь я один в квартире,

Один в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!

Сейчас я радио включу,

Я всех певцов перекричу!

Могу свистеть, стучать дверьми,

Никто не скажет: «Не шуми!»

Никто не скажет: «Не свисти!»

Все на работе до пяти!

Спасибо этому ключу…

Но почему-то я молчу,

И ничего я не хочу

Один в пустой квартире.

 

—  Понравилось ли мальчику одному в пустой квартире? Почему люди не любят жить в одиночестве?

(Слайд 13)

 

Вывод: каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать.

 

(Слайд 14)

Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили.

 

— Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас — звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие ложатся на них тяжелым бременем. Я расскажу вам сказку.

(Слайд 15)

 

— Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот Вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего — пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром.

 

(Слайд 16)

— И действительно, лучше всегда платить добром, и тогда в каждом Доме будет уют, спокойствие и любовь.

 

— Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.

(Слайд 17)

Посмотрите на доску. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их.

 

  1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС
  2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В
  3. ОРБОД ИРЕТАМ ИРП, ОЛПЕТ ЕКШЫНЛОС ИРП

 

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

При солнышке тепло, при матери добро.

 

Вывод: семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, и самый дорогой человек для каждого в семье – мама.

(Слайд 18)

(стоя дети поют отрывок  «Песни о маме” из к/ф «Мама”)

(Слайд 19)

Свеча. Любовь матери.

 

— Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом — кого она любит больше всех на свете?

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

— Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!

Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.

— Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала — огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…

И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток…и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…

(Слайд 20)

 

— Ребята, что этим хотела сказать мать своим детям? (Мама хотела сказать, что ее любовь для всех детей большая и теплая, что любви матери хватает на всех ее детей).

(Слайд 21) (Слайд 22) (Слайд 23) (Слайд 24) (Слайд 25)

 

Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

(Слайд 26)

«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

К.Д. Ушинский

 

— О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.

(Слайд 27)

  1. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 

(Игра составь пословицу)

Родина – мать, Родине служить.
Жить- умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни

(Слайд 28)
— Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе,

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!
— Я долго думала над вопросом «Что такое   вечная   ценность  в жизни каждого человека?» и решила, что для меня вечной   ценностью  является – семья. Семья – это продолжение рода, понимание друг друга, воспитание детей, ответственность друг за друга, любовь.

(Слайд 29)
Составь синквейн: Правила составления синквейна.

(Слайд 30)

 

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

 

  1. Семья;
  2. счастливая, крепкая;
  3. оберегает, поддерживает, ценит;
  4. окружает материнской любовью;
  5. семейство

 

(Слайд 31)

Как могучая и бурная река берёт силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина была красивой и счастливой?

 

В ваших руках будущее нашей страны, где будет тепло, уютно, радостно всем нам. Постараемся, чтобы так было?

(Слайд 32)

Я, ты, он, она,

Вместе — целая страна,

Вместе — дружная семья.

В слове «мы» — сто тысяч «Я».

 

Тем и сильна наша Россия, наша Родина!

 

Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на шуточные вопросы.

Вопросы:

w Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

w Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

w Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

w Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)

w Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)

w В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

w В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)

w Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

w Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

w Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

w Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

w Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

w Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

w В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае.

Итог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *