8 лет назад
Программа: традиционная культура кубанского казачества
Автор: Учитель начальных классов Шумейко Т.А.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе региональной образовательной «Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству кубанского казачества» (Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2009), автор-составитель Бондарь Н. И. и др. Образовательная программа дополнительного образования детей допущена департаментом образования и науки Краснодарского края.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающим людям осознавать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой цели в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Данная общеобразовательная программа разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшие составляющие – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда, и декоративно-прикладное творчество.
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.
Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов.
Цели данной программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа, определение необходимых условий для практического освоения подлинно народной традиции и народного декоративно-прикладного искусства, для формирования качества личности, свойственных носителю традиционного сознания Кубанского казачества и освоения системы его ценностей.
Задачи, решаемые данной программой:
- сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
- составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
- раскрыть истоки народного искусства, показать осмысление народной традиции и её роль в жизни человека и общества;
- помочь детям усвоить специфику художественной системы народного искусства;
- научить их практическому опыту освоения народного декоративно-прикладного и фольклорного искусства;
- развивать интерес учащихся к научно- исследовательской деятельности;
- научить их выполнению различных видов изделий народного декоративно-прикладного искусства и применение их в быту;
- привить учащимся любовь к родному краю, народному искусству.
- развивать творческие способности детей.
В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.
Особенностью данной программы является то, что осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-творческий проект, занятие-праздник, занятие-концерт. Особенно приветствуются выездные занятия на концерты творческих коллективов, выставки и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем. | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
I год обучения | |||||
Кубанское казачество и его культура. Вводное занятие. | 1 | 1 | |||
1 | Дети в традиционной культуре казаков. | 4 | Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество | ||
Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье. Образы колыбельных песен. | 1 | 1 | |||
Потешки: образный строй. Роль потешек в процессе воспитания ребёнка. | 2 | 1 | 1 | ||
Практическая работа. Разучивание колыбельных песен. | 1 | 1 | |||
2 | Традиционные ремёсла казаков. Работа с природными материалами | 10 | Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество | ||
Плетение из природных материалов. Экскурсия в районный музей. | 2 | 2 | |||
Техника безопасности; основные приемы плетения из соломки; плетение «полоски» | 2 | 2 | |||
Виды плетения; прямое плетение «рогожка». Проведение викторины. | 3 | 2 | 1 | ||
Закрепление приема плетения «полоски» (лента). Творческая работа. Выставка работ учащихся. | 3 | 2 | 1 | ||
3 | Традиционные ремёсла казаков. Художественная вышивка | 6 | Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество | ||
Вводное занятие. Знакомство с изделиями народных мастеров. Экскурсия в музей. | 2 | 2 | |||
Техника безопасности. Выполнение простейших видов швов «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный». | 2 | 2 | |||
Выполнение изделия (салфетка) в технике швов «вперед иголку», обработка края мережкой «снопик» | 2 | 2 | |||
4 | Дети и фольклор | 10 | Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество | ||
Игра в традиционной культуре кубанских казаков. Виды игр. | 3 | 1 | 2 | ||
Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. | 2 | 2 | |||
Песня и припевка как часть игры. | 1 | 1 | |||
Игровые и хороводные песни. | 1 | 1 | |||
Практическая работа. Игровая викторина | 2 | 2 | |||
Сущность жанра сказки. Практическая работа. Чтение сказок кубанских казаков. | 1 | 1 | |||
Итоговые занятия. | 2 | ||||
Праздник игрового фольклора. | 1 | ||||
Ярмарка-выставка поделок обучающихся. Оформление портфолио. | 1 | ||||
Итого | 33 | 14 | 19 |
Содержание программы
Вводное занятие. Кубанское казачество и его культура. (1час).
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры».
Раздел 1. Дети в традиционной культуре казаков. (4часа)
Понятие «казачья семья». Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки.
Раздел 2. Традиционные ремёсла казаков. Работа с природными материалами. (10часов).
Знакомство с изделиями из соломки, листьев початков кукурузы, лозы. Знакомство с изделиями народных умельцев. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Основные свойства материала : пластичность, мягкость, простота в обработке, доступность. Плетение из природных материалов. Основные приемы плетения из соломки; плетение «полоски». Виды плетения; прямое плетение «рогожка». Закрепление приема плетения «полоски» (лента).
Раздел 3. Традиционные ремёсла казаков. Художественная вышивка. (6часов).
Знакомство с народной вышивкой Кубани и России. Назначение вышитых изделий. Виды орнаментов, применяемых в вышивке. Знакомство с изделиями народных мастеров. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Выполнение простейших видов швов «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный». Выполнение изделия (салфетка) в технике швов «вперед иголку», обработка края мережкой «снопик».
Раздел 4. Дети и фольклор (10часов)
Игра в традиционной культуре кубанских казаков. Виды игр. Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. Песня и припевка как часть игры. Игровые и хороводные песни. Сущность жанра сказки. Сказки кубанских казаков.
Итоговые занятия. (2 часа).
Праздник игрового фольклора. Ярмарка-выставка поделок обучающихся.
Предполагаемые результаты реализации программы:
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
— виды вышивок, назначение вышитых изделий, виды орнаментов, применяемых в вышивке;
— особенности технических приемов вышивки, используемых мастером;
правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
— цветовую гамму в вышивке Кубанского казачества;
— природные материалы, используемые в плетении;
— основные свойства и способ подготовки материала-соломки;
— приём плетения «полоска» из соломки;
— колыбельные песни и их характеристики;
— игру в традиционной культуре кубанских казаков;
— считалки, дразнилки, игровые припевки;
— сказки кубанских казаков, их особенности.
Уметь:
— выполнить образец вышивки швами «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный»;
выполнить мережки «кисточка», «колышек», «раскол»;
— выполнить вышивку салфетки с использованием эскиза орнамента;
— подготовить материал-соломку к плетению;
— выполнить приём плетения соломкой «полоска»;
— исполнять колыбельные песни и потешки;
— играть в игры кубанских казаков;
— исполнять дразнилки, считалки, заклички;
— исполнять хороводные песни;
— подготовить традиционную постановку по сказкам кубанских казаков.
Личностные: у учащихся будут сформированы:
— основа художественно – творческой деятельности, устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества.
Метапредметные: обучающийся научится:
— планировать свои действия
— адекватно воспринимать оценку учителя
— различать способ и результат действия
— принимать и сохранять учебно – творческую задачу
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебно – творческой задачи
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
— проводить сравнение объектов
— проводить наблюдения и эксперементы
— развивать воображение
— расширить знания, познакомиться с новыми технологиями
— создавать практичные изделия
— совершенствовать навыки трудовой деятельности
— сформировать навыки работы с информацией
Формы и виды контроля
Вид контроля — вводный, текущий, итоговый.
Форма контрол я— практическая работа, собеседование, опрос, выставка, концерт, конкурс, выставка-ярмарка, анкетирование, отчетные мероприятия в конце года о проделанной работе; соревнования юных казачат; пополнение портфолио.
Методические рекомендации:
Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Богатая культура российского казачества, в том числе казачества кубанского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Кубани: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций казаков Кубани.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | |
1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.
2. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2. 3. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006. 4. Бондарь Н. И. Воины и хлебеоробы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) //Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000. 5. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003. 6. Бондарь Н. И. Святой угол // Народное творчество. 1998. №2. 7. Варавва И. Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966. 8. Волкострел Т. М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты) // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002. 9. Воронин В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005, Вып. 2. 10. Заградская С. Свадьба кубанский казаков // Играем свадьбу. М., 1987. 11. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 1997, Т. 1-2. 12. Захарченко В. Г. Поёт Кубанский казачий хор. Краснодар, 2002, Вып.1. 13. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар, 2001. 14. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар 1995. 15. Мир детства и традиционная культура. М., 1996. 16. Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 1998. 17. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост. Л. Б. Мартыненко. Краснодар, 1993. 18. Фетисова А. Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999. 19. Фролов Б. Е. оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002. 20. Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993. 21. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992. |
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д Д
Ф
Д
Д Д Д |
|
2 | Печатные пособия | |
Портрет Екатерины Великой.
Портреты знаменитых казаков. |
Д
Д |
|
3 | Технические средства обучения | |
Классная доска.
Магнитофон. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. |
Д
Д Д Д Д |
|
4 | Экранно-звуковые пособия | |
Аудиозаписи.
Видеофильмы. |
Д
Д |
|
5 | Игры и игрушки | |
Атрибуты кубанских костюмов.
Куклы-казаки. |
Д
Д |
|
6 | Оборудование класса | |
Ученические столы 2-местные с комплектов стульев.
Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
К
Д Д Д |