Опыт работы по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий

Свирская Елена Валерьевна

Свирская Е.ВРаботая в школе более 20 лет, проанализировав причины школьных болезней детей, пришли к выводу о необходимости решить проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.  Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока.

Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультурных минуток. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому стараемся не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

Например, на уроках математики, русского языка, литературного чтения, информатики используем игровые моменты, ситуации, ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений: например, «Явления природы»,  уроков – практикумов: «Здоровая пища», уроков здоровья: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», уроков-исследований: «Какой бывает вода?», уроков – поисков: «Зимующие птицы» (Приложение 2).

На разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов широко используются веселые физкультминутки, динамические паузы в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший,  музыкальным сопровождением, элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз  включаются:

— упражнения по формированию осанки;

— укреплению зрения;

— укрепления мышц рук;

— отдых позвоночника;

— упражнения для ног;

— упражнения на ковре;

— релаксационные упражнения для мимики лица;

— потягивание;

— массаж области груди, лица, рук, ног;

— психогимнастика;

— упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому  вводим упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. (Приложение 3).

       Психологический климат урока во многом зависит от эмоциональной составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника.

Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя.

Задача учителя – попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

             Необходимо определить, что  ФГОС позволяет организовать дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, гиперактивными учащимися с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и оценить результаты. Для данной категории детей в школе успешно функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов и применяется инклюзивная форма обучения, при которой согласно учебного плана часть предметов предлагается как для обучения на дому, так и с посещением ребёнком школы.

Чтобы поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности, создавать вокруг него доброжелательную  атмосферу,  нейтрализовать неудачи.
При работе с такими детьми эффективно используется интерактивное оборудование, которое позволяет формировать у них ориентировочные навыки, активный поиск цели, которая подкреплена различными аудиальными, визуальными и тактильными ощущениями.

Но, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные школы, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который строится с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  С целью коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у таких  детей используется  музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие восстановительные методы.
В образовательном учреждении организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.
В настоящее время в школе резко увеличилось количество гиперактивных детей. Они с трудом адаптируются к обучению, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, вступают в конфликты во время игр, агрессины.

Особенности поведения гиперактивных детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего навыка самоконтроля. Как следствие – отсутствие у таких учащихся внимания на уроках. Рассеянность проявляется по-разному: в неспособности планировать свои действия, предвидеть результаты и избегать ошибок в деятельности, концентрироваться на выполнении заданий, находить собственные ошибки при самоконтроле.

Всё это осложняет положение таких детей в коллективе сверстников и сказывается на успешности обучения.

Как же работать с гиперактивным ребенком? На наш взгляд, важно следить за временем его активного внимания и выстраивать его школьную жизнь с учетом этого фактора; уметь улавливать момент перед проявлением гиперактивности и «выпадением» ребенка из хода урока, и дать ученику возможность снять напряжение, попросив выполнить какое-либо задание.

Работая с гиперактивными детьми учителю нужно поддерживать постоянный эмоциональный контакт с обучающимися: как можно чаще смотреть им в глаза, иногда дотрагиваться до плеча или спины, можно погладить по голове. Нужно помнить, что такие дети должны сидеть за первой партой.

В работе с гиперактивными детьми требуется системный подход к коррекции психического развития ребёнка.  Нами разработана структура коррекционных занятий для гиперактивных детей, состоящих из специальных игр и упражнений. (Приложение 4).

Структура коррекционно-развивающих занятий:

— организационная часть (приветствие, игра с массажным мячиком) – 2-3 мин.

— дыхательные упражнения — 2-3 мин.

— разминка для глаз  — 4-5 мин.

— упражнения для развития мелкой моторики рук — 4-5 мин.

— развивающие игры и упражнения — 10-12 мин.

— упражнения на релаксацию — 4-5 мин.

Только удовлетворяя особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, гиперактивных учащихся, можно открыть им путь к общему образованию.

     Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника дома может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной информацией.

            Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.

Реализация  проводится  через уроки, классные часы и собрания, индивидуальные занятия, тренинги, беседы и т.д., что позволяет сформировать у детей и родителей представление о здоровом образе жизни и сформировать навыки заботы о собственном здоровье.

       Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.

            Одной из основных составляющих образования младших школьников в рамках реализации ФГОС является организация внеурочной деятельности,

которая включает занятия сценических студий, секций, музыкально-хоровых кружков, клубов и т.п.. При этом не только повышается эффективность образовательного и воспитательного процесса, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся.

      Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, пришли к необходимости увеличения двигательной активности детей во внеурочной деятельности. Для выполнения этой задачи были разработаны и успешно реализуются программы: «Смелые, ловкие, быстрые», «Хоровод забытых игр», «Подвижные игры и антистрессовая пластическая гимнастика» и др. (Приложение 5).

В рамках внеурочной и внешкольной деятельности  проводятся следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:

  1. Утренняя зарядка: в начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
  2. Игровые перемены: замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
  3. Дни здоровья, которые проводятся ежемесячно. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса, главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
  4. Проектная деятельность, которая занимает особое место в урочной и внеурочной деятельности.

Одна из тенденций современного образования носит характер системной обработки информации. И мы пришли к мысли, комплекс мероприятий можно объединить в проект, соответствующий одной теме и своим триединым задачам обучения и воспитания. Проект может быть организован в рамках одного предмета (монопроект), а может объединять несколько предметов (межпредметный проект).

При осуществлении таких проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная) и ознакомлено-ориентированная деятельность. Проект можно осуществлять в рамках класса, школы.

В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

В течение учебного года дети работали над проблемой сохранения здоровья и вместе с родителями подготовили и защитили проекты: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О правильном питании», «Ты и твоё здоровье» и т. д. (Приложение 6).

Работа над данными проектами помогают учителям спланировать совместную работу с родителями школьников по профилактике факторов риска для здоровья детей.

Заключение

       Работая с этой проблемой на протяжении многих лет, после активного изучения и применения на практике здоровьесберегающих технологий в комплексе в данном классном коллективе можно сделать конкретные выводы: сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе, которая приносит положительные результаты:

— улучшилось состояние  здоровья учащихся;

— успешно проходит реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся начальной школы;

— повышение мотивации детей к обучению, сокращение пропусков  уроков, улучшение дисциплины в коллективе младших школьников;

— увеличение количества детей, посещающих спортивные секции и кружки;

— открытие учителями новых тем, которые могут послужить основой для новых педагогических проектов;

— повышение профессионального уровня учителей.

Сравнительный анализ динамики количества пропущенных  уроков  наших классов показал, что к  третьему году обучения резко снизилось число пропуска по болезни – с 60 до 30%; пропущеннных дней одним ребёнком – с11 до 7%; увеличился процент детей, не болевших ни разу —  с 27 до 60%; болевших 1 – 2 раза – с 46 до 25%; болевших более двух раз – с 27 до 15%.

Нельзя не отметить и изменения на протяжении трёх лет в физической подготовленности детей.

На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновый уровень распространенности хронических заболеваний. Стабильными оставались на протяжении трех лет обучения показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой учащихся в урочное и внеурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения слуха и нарушения зрения держаться на одном уровне.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, повысить уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения, в развитии физических навыков, двигательной активности  и, в целом, общего состояния здоровья.

Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Обобщая вышесказанное, с уверенностью можем сказать, что здоровьесберегающие технологии в школе — это не миф, а реальность. На собственном опыте убедились: в первую очередь нужно желание по внедрению этих технологий в процесс обучения.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Презентация к докладу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *